Ах, красота, красота, сколько из-за нее делается безобразия!
Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и - что всего обиднее - эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности.
Бога отрицают или потому, что мир так плох, или потому, что мир так хорош.
Воинствующее безбожие есть расплата за рабьи идеи о Боге.
Новый Завет не отменяет Ветхого Завета для ветхого еще человечества.
Основная мысль человека есть мысль о Боге, основная мысль Бога есть мысль о человеке.
Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку.
Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.
Все творцы - догматики, образ и подобие Единого Творца - Догматика. Творчество и есть позитивный догматизм. Отрицательный же критицизм есть иссякание творчества.
Догматизм есть цельность духа; творящий - всегда догматичен, всегда дерзновенно избирающий и творящий избранное.
Христос был не основателем религии, а религией.
Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа.
Творчество - переход небытия в бытие через акт свободы.
Социализм есть знак того, что христианство не осуществило своей задачи в мире.
Истинный консерватизм есть борьба вечности с временем, сопротивление нетленности гниению.
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-89), русский писатель, публицист, литературный критик, один из идеологов революционного движения в России. В 1856-62 один из руководителей журнала «Современник»; в области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в политических связях с А. И. Герценом и составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон», заключен в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Вост. Сибири. В 1883 переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» (1863) и «Пролог» (ок. 1867-69).
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович [12 (24) июня1828, Саратов — 17 (29) октября 1889, там же], русский революционер, писатель и публицист, один из идеологов революционного движения в России, родоначальник народничества.
Родился в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, затем преподавал в Саратовской гимназии. В 1853 переезжает в Петербург и сотрудничает в журналах «Современник» и «Отечественные записки». В 1855 Чернышевский защищает магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». В 1862 был арестован (по обвинению в сношениях с революционерами-эмигрантами) и около двух лет находился в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке в Сибирь. Свыше двух десятилетий Чернышевский провел в тюрьме, нерчинских рудниках, вилюйской ссылке. В 1883 ему было разрешено поселиться в Астрахани, а в 1889, за полгода до смерти, он переехал в Саратов. Наиболее значительным литературным произведением Чернышевского был роман «Что делать?», написанный им в заключении.
Иллюстрация к роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Созданные им образы «новых людей» — молодых революционеров — оказали огромное влияние на радикальную российскую интеллигенцию и прежде всего на революционно настроенную молодежь.
Иллюстрация к роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Создатель утопического социалистического учения, Чернышевский был убежден, что в результате крестьянской революции Россия, минуя капитализм, станет на путь развития, ведущий к социализму. Он считал, что именно русская община даст возможность стране сразу перейти к социализму. Среди российских революционных идеологов Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой «чистой науки» для него не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: «Политические теории, да и всякие вообще философские учения, создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ». Чернышевский причислял себя к материалистическому направлению в философии, однако и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть «так, как велят смотреть химия, физиология и длругие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются — начинается жизнь природы».
В своей теории «разумного эгоизма» Чернышевский дал своеобразную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики : критерий морали — достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Его концепция «разумного эгоизма» оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности». «Новые люди» в его романе «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как «удовольствие». Обращение Чернышевского к морали было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В области эстетики отвергал «искусство для искусства», руководствовался принципом «прекрасное есть жизнь», ставя красоту в реальности выше красоты в искусстве.
|