Все-таки жаль немого кино. Какое удовольствие было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно.
Женщина может сделать миллионером любого мужчину-миллиардера.
Только нелюбимые ненавидят.
Все-таки жаль немого кино. Какое удовольствие было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно.
ЧАПЛИН Чарлз Спенсер (1889-1977), американский актер, кинорежиссер, сценарист, композитор. Родился в Лондоне, с 1913 в США. В 1952 уехал из США по политическим мотивам. Международную известность получили гуманистические, антикапиталистические и антифашистские комедии Чаплина: «Золотая лихорадка» (1925), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936), «Великий диктатор» (1940), «Месье Верду» (1947), «Огни рампы» (1952), «Король в Нью-Йорке» (1957), «Графиня из Гонконга» (1967). Создав трагикомический персонаж «маленького человека», превратил свою клоунскую маску в человеческий образ огромной обобщающей силы. Международная премия Мира (1954).
ЧАПЛИН (Chaplin) Чарлз Спенсер (16 апреля 1889, Лондон — 25 декабря 1977, Веве, Швейцария), американский киноактер, режиссер, сценарист, композитор. Родился в семье актеров мюзик-холла и с раннего детства выступал на сцене.
В 1914, приехав на гастроли в США с пантомимической труппой Фреда Карно, дебютировал на экране в комическом фильме студии Мака Сеннета «Зарабатывая на жизнь», но постоянный, столь полюбившийся зрителям образ Чарли (непомерно широкие штаны, пиджачок в обтяжку, слишком большие, расходящиеся носы разбитых ботинок, усики, котелок и тросточка) родился после съемок почти в десятке короткометражных лент («Детские автогонки в Венисе», «Между ливнями», «Лучший жилец», все — 1914). Из фильма в фильм этот бродяга, старавшийся казаться джентльменом, использовал все известные приемы клоунады и фарса. Однако уже в «Банке» (1915) зрителей поразил грустный взгляд одинокого героя, а в «Иммигранте» (1917) появились первые приметы столкновения Чарли с враждебной действительностью. В полную силу эти тенденции проявились в 1920-е и 1930-е годы, когда Чаплин основал собственную киностудию и начал выпускать полнометражные картины, где уже был не только актером, но и сценаристом, режиссером, композитором. С большим успехом прошел теплый и человечный фильм «Малыш» (1921), зритель обратил внимание на едко сатиричный образ беглого каторжника, созданный Чаплином в «Пилигриме» (1923). В фильме «Парижанка» (1923) он выступил лишь в качестве режиссера, продемонстрировав целый набор новых выразительных средств, «Золотая лихорадка» (1925) оказалась пародией на голливудские мелодрамы, где герой проходит путь «от лохмотьев к богатству».
«Золотая лихорадка»
Вершиной творчества Чаплина и найденного им стиля — переплетения причудливой эксцентрики, грустного лиризма и острой сатиры — стал его первый звуковой фильм (только музыкальное сопровождение) «Огни города» (другое прокатное название — «Огни большого города», 1931). Это история любви безработного бродяги к слепой цветочнице. Лирическая линия все время перемежается с эпизодами «дружбы» героя с пьяным миллионером, поставленными в откровенно сатирическом ключе. Эта вторая линия была развита Чаплином в «Новых временах» (1936), где лирико-комический образ обаятельного маленького бродяги перерастает в драматико-сатирический.
В 1940 выходит в свет фильм «Великий диктатор», в котором ярко проявилась гражданская позиция его создателя, талантливо разоблачившего человеконенавистническую сущность фашизма. Помимо своей традиционной роли «маленького человека», на сей раз еврея-парикмахера, Чаплин играет еще и фашистского главаря Аденоида Хинкеля, даже внешне похожего на Гитлера. Эта роль была последним появлением Чаплина в образе Чарли. В послевоенном фильме «Мсье Верду» (1947) Чаплин показал безработного, вынужденного убивать богатых женщин, за которыми он ухаживал, чтобы прокормить семью. Необычность материала вызвала в США яростную кампанию против Чаплина, который, не выдержав травли, навсегда уехал из Америки, поселившись в Швейцарии вместе с женой Уной — дочерью знаменитого драматурга Юджина О'Нила, на которой он женился в 1943.
В Европе Чаплин снял еще три фильма. Среди них — «Огни рампы» (1952) — во многом автобиографичная история последней любви старого клоуна Калверо, которого сыграл сам режиссер. Хотя Чаплин снова добился здесь удивительной смеси лиризма и комизма, картина сильно уступала его лучшим творениям — как, впрочем, и откровенно злая сатира на Америку «Король в Нью-Йорке» (1957). Мелодрама же «Графиня из Гонконга» (1967), где актер появился в эпизодической роли пароходного стюарда, оказалась явным провалом. Больше Чаплин фильмов не снимал и на экране не появлялся.
Л. Орлова, Ч. Чаплин, Г. Александров
Гений этого мастера оказал глубокое влияние на развитие мирового кино. Он обладал уникальным даром сочетания комического с лирическим и трагическим, талантом сатирика, высмеивающего все, что мешает людям жить счастливо. Творчество Чаплина отмечено множеством премий, среди которых специальный «Оскар» — за вклад в киноискусство (1971), Золотой приз кинофестиваля в Венеции (1972), советская Международная премия мира (1954).
|