В состав того, что мы называем человечеством, входит более мертвых, чем живых.
Быть свободным - это ничто; стать свободным - это все.
ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (1843-1920), российский естествоиспытатель, один из основоположников русской научной школы физиологов растений, член-корреспондент РАН (1917; член-корреспондент Петербургской АН с 1890). Профессор Петровской земледельческой и лесной академии (с 1871) и Московского университета (1878-1911), ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества. Депутат Моссовета (1920). Раскрыл закономерности фотосинтеза как процесса использования света для образования органических веществ в растении. Труды по методам исследования физиологии растений, биологическим основам агрономии, истории науки. Один из первых пропагандистов дарвинизма и материализма в России. Популяризатор и публицист («Жизнь растения», 1878; «Наука и демократия», 1920).
ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич [22 мая (3 июня) 1843, Петербург — 28 апреля 1920, Москва], российский естествоиспытатель, физиолог растений, популяризатор науки.
Происхождение, образование
Тимирязев родился в интеллигентной дворянской семье. Происхождение фамилии Тимирязевых связывают с именем ордынского князя Темира-Гази (14 в.), потомки которого служили на видных военных и гражданских должностях в России. Его отец, сенатор, был человеком республиканских взглядов и поклонником Робеспьера. Мать — дочь эмигрировавшей в Россию английской баронессы, энергичная и предприимчивая женщина, много усилий отдавшая воспитанию детей. Тимирязев получил обычное для дворянских семей домашнее образование с изучением нескольких языков, увлекался химией, литературой, музыкой, живописью. Вместе с тем он с пятнадцати лет начал самостоятельно зарабатывать средства на жизнь переводами. В 1861 Тимирязев поступил в Петербургский университет на камеральный факультет (готовил чиновников по управлению государственными имуществами), с которого вскоре перешел на физико-маематический. За участие в студенческих волнениях он был исключен из университета, но за три года вольнослушателем окончил (1865) его по естественнму отделению физико-математического факультета, среди преподавателей которого были А. Н. Бекетов, Д. И. Менделеев, А. С. Фаминцин и другие выдающиеся ученые. Под влиянием прогрессивных взглядов своих учителей и коллег, а также революционно-демократического движения 60-х годов Тимирязев становится одним из видных представителей естественнонаучного позитивизма (в духе О. Конта, философия которого оказала на него большое влияние), горячим сторонником демократических свобод в университетской научной и общественной жизни. (Впоследствии Тимирязев принял Октябрьскую революцию, а в 1920 послал свою книгу «Наука и демократия» В. И. Ленину с надписью, в которой говорил о счастье «быть его современником и свидетелем его славной деятельности». Ленин ответил, что «был прямо в восторге», читая замечания Тимирязева «против буржуазии и за Советскую власть.»).
Научная работа
В 1868 году Тимирязев командируется за границу (Германия, Франция) для работы в лабораториях Р. Бунзена и Г. Кирхгофа в Гейдельберге и Ж. Буссенго и М. Бертло в Париже (последнего Тимирязев считал своим учителем). Период 1870-92 гг. связан с преподаванием в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева). С 1878 по 1911 Тимирязев — профессор Московского университета, из которого добровольно ушел в отставку в знак протеста против политики министерского начальства. Последние десять лет жизни занимался литературно-публицистической деятельностью.
Работы по фотосинтезу. Диссертации
По широте исследовательской программы Тимирязев приближался к тем ученым-энциклопедистам второй половины 19 в., интересы которых еще могли быть реализованы в разных отраслях науки, научно-организационной деятельности и популяризации знаний, общей же гражданской установкой было стремление соединить научное познание с практикой и демократическими преобразованиями. Движимый патриотической целью — способствовать подъему земледельческого хозяйства в России — первый период творческой деятельности (1860-70-е гг.) Тимирязев посвящает исследованию фотосинтеза и засухоустойчивости растений. Исходя из положения, что подлинная физиология растений может быть создана только на прочных основаниях физики и химии, он провел оригинальные опыты по определению составных частей спектра солнечного света, участвующих в ассимиляции растением углекислого газа и образовании органических веществ. Исследованиями по специально разработанной методике Тимирязев показал функциональную связь между зеленой окраской растений (наличием хлорофилла) и фотосинтезом, а также тонкими и тщательными экспериментами доказал, что основное значение имеют не желтые, субъективно самые яркие лучи (вывод американского ученого Дж. Дрейпера), а обладающие максимальной энергией красные. Кроме того, он обнаружил разную эффективность поглощения хлорофиллом всех лучей спектра с последовательным снижением по мере уменьшения длины волны. Тимирязев предположил, что светоулавливающая функция хлорофилла эволюционно возникла сначала у морских водорослей, что косвенно подтверждается наибольшим разнообразием поглощающих солнечную энергию пигментов именно у этой группы растений. Результаты исследований фотосинтеза были представлены в двух диссертациях: магистерской «Спектральный анализ хлорофилла» (1871) и докторской «Об усвоении света растением» (1875), публиковались в отечественных и зарубежных изданиях. Итог своим многолетним исследованиям фотосинтеза Тимирязев подвел в так называемой крунианской лекции «Космическая роль растения», прочитанной в Лондонском королевском обществе в 1903. В своей последней статье он писал, что «доказать солнечный источник жизни — такова была задача, которую я поставил с первых же шагов научной деятельности и упорно и всесторонне осуществлял ее в течение полувека».
Как физиолог растений Тимирязев занимался проблемами засухоустойчивости и минерального питания растений, по его инициативе в 1872 в России создан первый вегетационный домик.
Анализ всех биологических явлений Тимирязев проводил, опираясь на представления о единстве структуры и функции и адаптивном характере эволюции. Изучение эволюции конкретных адаптаций, и привело к успеху в исследованиях фотосинтеза и засухоустойчивости. Эти работы определяют место Тимирязева в истории науки как одного из создателей эволюционно-экологической физиологии растений.
Пропагандист учения Дарвина
Особая роль принадлежит Тимирязеву в пропаганде и защите дарвиновской теории эволюции. Им сделан лучший перевод (1896) книги Ч. Дарвина «Происхождение видов», который положен в основу всех последующих изданий, написан ряд работ о сущности дарвинизма и самом Дарвине, которого Тимирязев посетил в 1877 («Краткий очерк теории Дарвина», 1865; «Чарльз Дарвин и его учение», 1882; серия статей в связи с полувековым юбилеем главного труда Дарвина). На уровне знаний того времени Тимирязев пытался убедить многочисленную аудиторию в том, что именно наследственная изменчивость и естественный отбор являются движущими силами биологической эволюции. Изложению и пропаганде дарвинизма способствовал присущий Тимирязеву блестящий талант публициста и полемиста. Основательная научная подготовка и обширная осведомленность в литературных источниках позволяли ему аргументированно и своевременно вступать в дискуссии с отечественными и зарубежными противниками дарвинизма, а также сторонниками витализма. На печатных и публичных выступлениях Тимирязева воспитывалось не одно поколение российских биологов-эволюционистов.
Отношение к генетике
Имя и авторитет Тимирязева были недобросовестно использованы Т. Д. Лысенко и его сторонниками в борьбе с генетикой и для утверждения своих лженаучных построений. Тимирязев давал двойственные оценки Г. Менделю и менделизму: он признавал «громадное значение» работы Менделя для дарвинизма, но вместе с тем сомневался в универсальности открытых Менделем закономерностей, которые не совсем понял, и резко критиковал ранний менделизм, в котором усмаривал стремление подменить собой дарвинизм. Размахивая именем Тимирязева, лысенковцы цитировали одни его высказывания и умалчивали о других. Научную и историческую ценность имеют многочисленные статьи и очерки Тимирязева по истории естествознания, в особенности по развитию биологических наук в 18-19 вв., очерки университетской жизни, воспоминания. Его книга «Жизнь растения» (1878) многократно издавалась на русском и иностранных языках как образец популяризации науки.
Тимирязев был членом-корреспондентом Петербургской Академии наук (1890), членом Лондонского королевского общества (1911), почетным членом и доктором многих русских и зарубежных научных обществ и университетов. В 1923 на Тверском бульваре в Москве воздвигнут памятник Тимирязеву; его имя присвоено многим научным учреждениям, улицам и др.
|