Можно объяснить другим, почему ты вышла за своего мужа, но нельзя убедить в этом себя.
Мы навлекаем на себя несчастья, которым уделяем слишком много внимания.
Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь.
Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу.
Нельзя знать все, достаточно понимать.
Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?
Мужчина, который умно говорит о любви, не очень влюблен.
Сопротивляться любви значит снабжать ее новым оружием.
Нелюбимый всегда одинок в толпе.
Честность умирает, когда продается.
САНД (Sand) Жорж (наст. имя и фам. Аврора Дюпен, Dupin; полн. имя Амандина-Аврора-Люсиль; в замужестве баронесса Дюдеван, Dudevant) (1 июля 1804, Ноан — 10 июня 1876, там же), французская писательница. В ее многочисленных романах и повестях идеи освобождения личности (в том числе эмансипация женщины), демократизм и реализм сочетаются с социально-утопическими взглядами: «Индиана» (1832), «Орас» (1841-1842). Бунтарский романтизм, пафос национально-освободительной борьбы в лучшем романе «Консуэло» (1842-1843). Мемуары «История моей жизни» (1854-1855).
Обстоятельства рождения, великолепное здоровье, оригинальная внешность, богатство, творческий темперамент, само имя «Аврора», что означает заря, — все соединилось самым счастливым образом, словно над колыбелью малютки стояли добрые феи, подарив миру одну из наиболее ярких писательниц, которая выбрала себе в качестве псевдонима мужское имя Жорж Санд.
Замужество
Баронессой она стала, выйдя замуж в восемнадцать лет, и это был брак по любви. Вскоре родились сын и дочь, а потом брак превратился в формальность. Барон был отставным офицером, землевладельцем, аристократом. Баронесса жила в комфортном мире фантазии и утонченных чувств. К тому же она была пылкой демократкой, убежденной, что в мире должна править только «аристократия духа». Супруги заключили соглашение: пусть часть года она проводит в Париже, муж будет платить ей скромное содержание из доходов, которые приносит ее собственное поместье Ноан, и в двадцать шесть лет баронесса уезжает в Париж. Чтобы спокойно бродить по улицам и одной бывать в театрах, облекается в мужское платье, что потом будет осмеиваться в бесчисленных карикатурах в газетах и журналах «ревнителями» женской скромности.
Писательский дебют
Вскоре появляется и близкий друг — начинающий журналист и писатель Жюль Сандо. Давно мечтавшая о литературной карьере Аврора начинает писать в шутливом соперничестве с ним, взяв себе псевдоним, представлявший в измененном виде его фамилию и инициал. Сначала Жорж Санд занялась журналистикой и весьма успешно, но это ее не удовлетворило. Расставшись с Сандо, она сохранила псевдоним. Жорж Санд решила попробовать себя в художественной прозе. В 1832 выходит ее первый роман «Индиана», который сразу сделал начинающую писательницу знаменитой. Тайна мужского псевдонима уже давно перестала быть тайной, и молодой красивый поэт Альфред де Мюссе присылает «мадам Жорж Санд» стихотворное признание в любви. Их связь продолжалась три года, пока она не разорвала ее.
За «Индианой» последовали романы «Валентина» (1832), «Лелия» (1833) — также о положении замужней женщины, страдающей в несчастливом браке. Романы Жорж Санд завладели воображением не только поэтов, но многочисленных читателей и читательниц по всей Европе, в том числе и в России. Тому способствовали увлекательность сюжета, удивительно тонкое лирическое чувство пейзажа, блеск красноречия.
Личная жизнь и творчество
Большую часть времени она проводила в Ноане: «мадам Аврора», как называли ее слуги, не должна была давать повод к пересудам. Когда дети подросли и следовало подумать об их образовании, она стала больше жить и работать в Париже. Работала же она невероятно много и быстро и с неизменным успехом. Не довольствуясь прирожденностью талантов, она постоянно их развивала и совершенствовала. Сама создавала свою жизнь, парижский салон, окружение в Париже и Ноане. И в ее жизни было много любви, друзей, путешествий, мирных дней на лоне природы, и прекрасной музыки. Вот обычная вечерняя сценка: она склонилась над вышиванием, рядом горячо любимые дети, Морис и Соланж, а за фортепиано — Фридерик Шопен, друг и возлюбленный. Любовь омрачалась его постоянным нездоровьем (у него был туберкулез), горечью при мысли о судьбе Польши, борящейся за свою независимость, и недоброжелательным отношением к нему детей Жорж Санд. Но все же эти вечера с пленительными звуками баллад, ноктюрнов и вальсов были, наверное, счастливейшим временем ее жизни. Вот какой ее запомнила американская журналистка и общественная деятельница Маргарет Фуллер, встретившаяся с Жорж Санд в Париже в 1846: «Она была в платье из темно-фиолетового шелка, на плечах лежала черная кружевная мантилья, прекрасные волосы были убраны с большим вкусом, все в ней было просто и в то же время изысканно, как и подобает настоящей даме, а манера держаться ничем не напоминала о вульгарных карикатурах на ее счет..., но что привлекло мое особенное внимание, так это выражение доброты, благородства и силы, истинно человеческой сердечности и самой естественности, светившейся в ее глазах... наверное, она немало страдала, но она и наслаждалась, и многое свершила, отсюда это выражение спокойствия и счастья».
Однако Жорж Санд занимали не только проблемы и психология любви. Баронесса была революционеркой по темпераменту, ей были близки социалистические утопии того времени, что отразилось в романах «Жак» (1834) и «Орас» (1841-1842). Труд, искусство, любовь, свобода жить в свободном мире — тема и ее так называемых «сельских» романов «Жанна» (1844), «Маленькая Фадетта» (1848). Это высшая цель и ее наиболее знаменитого романа «Консуэло» (1842-1843), а также романа «Графиня де Рудольштадт» (1843-1844). Прообразом Консуэло послужила певица Полина Гарсиа Виардо, чьим преданным другом был И. С. Тургенев, высоко ценивший творчество Жорж Санд и причисливший ее к «святым нашего века». Сочинения Жорж Санд насчитывают десятки романов, путевые очерки, множество статей и рецензий и четырехтомную «Историю моей жизни».
|