Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха.
Молчаливость и скромность - качества очень пригодные для разговора.
С чем бы мы ни знакомились, чем бы ни наслаждались, мы все время чувствуем, что это нас не удовлетворяет, и жарко стремимся к будущему, к неизведанному, так как настоящее не может нас насытить; не потому, на мой взгляд, что в нем нет ничего, могущего нас насытить, а потому, что сами способы насыщения у нас нездоровые и беспорядочные.
Во всех жизненных делах судьба, которая всегда стремится показать нам свое могущество и унизить нашу самонадеянность, но не может сделать неспособных людей мудрецами, дарует им вместо разума и доблести - удачу.
Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать.
Никто не огражден от возможности сказать глупость. Беда когда ее высказывают обдуманно.
Желание того, чего у нас нет, разрушает пользование тем, что у нас есть.
Трусость - мать жестокости.
Спервоначалу чье-либо заблуждение становится общим, а затем уж общее заблуждение становится личным. Вот и растет постройка, к которой каждый прикладывает руку так, что самый дальний свидетель события оказывается осведомленным лучше, чем непосредственный, а последний человек, узнавший о нем - гораздо более убежденным, чем первый.
Душа, не имеющая заранее установленной цели, обрекает себя на гибель, как говорится, кто везде, тот нигде.
Люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают.
Правда настолько великая вещь, что мы не должны пренебрегать ничем, что ведет к ней.
Те, кто содержит животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
Когда я играю с кошкой, неизвестно, кто кого больше развлекает.
Если я лгу, я оскорбляю себя в большей мере, чем того, о ком солгал.
Наружность мужчины служит весьма малым ручательством за него, но тем не менее, она представляет нечто значительное.
В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом - незнание.
Я люблю науку, но не боготворю ее.
Раз мы ненавидим что-либо, значит, принимаем это близко к сердцу.
Лучший способ запомнить что-нибудь - постараться это забыть.
Будем остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо.
Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.
Кому недостает мужества как для того, чтобы выдержать смерть, так и для того, чтобы выдержать жизнь, кто не хочет ни бежать, ни сражаться, как положено таланту, - виноват в этом сам.
Трусость - мать жестокости.
Очень полезно - оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.
Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде - значит быть нигде.
Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль.
Между одними людьми и другими дистанция гораздо большая, чем между некоторыми людьми и животными.
Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что с ним происходит.
Неукоснительно следовать своим склонностям и быть в их власти - это значит быть рабом самого себя.
МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (1533-92), французский философ-гуманист. Книга эссе «Опыты» (1580-88), отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.
МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (28 февраля 1533, замок Монтень близ Бордо — 13 сентября 1592, там же), французский богослов и философ, политический и общественный деятель.
Жизненный путь. Образование
Родился на юго-западе Франции в богатой купеческой семье Эйкемов, приобретшей дворянский титул в конце 15 в. С раннего детства в совершенстве владел латинским языком: по распоряжению отца наставником был учитель-немец, который говорил с ним только на латыни. Дальнейшее образование получил в коллеже Бордо, где изучал дисциплины гуманистического цикла. В молодые годы занимал приобретенную отцом должность советника Бордоского парламента, в 1580-е гг. два раза подряд становился мэром Бордо. В условиях затянувшихся гражданских войн выступал за восстановление во Франции мира и национального согласия. Примыкал к партии «политиков», которые отвергали религиозный фанатизм и были сторонниками веротерпимости и сильной королевской власти, способной обуздать гражданскую анархию и обеспечить государственное единство страны. Монтень решительно поддержал в борьбе за корону Генриха Наваррского (на французском престоле — Генриха IV).
Основой незаурядной учености Монтеня были сочинения древних авторов — латинских и греческих; вместе с тем, он хорошо знал писателей ренессансной поры, откликался на новые книги и идеи, поддерживал общение и дружбу с выдающимися современниками — мыслителями, государственными деятелями.
Творчество
К труду своей жизни, «Опытам» (Essais), Монтень приступил в начале 1570-х гг., удалившись от службы и затворившись в родовом замке, где оборудовал для своих занятий библиотеку. В 1580 в Бордо вышли из печати две первые книги «Опытов». В том же 1580 Монтень предпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; сохранился опубликованный лишь в 18 в. «Путевой дневник» (Journal du voyage de Montagne en Italie par la Suisse et l'Allemagne en 1580 et 1581, 1775) с наблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем на страницы «Опытов». Их переработанное издание в трех книгах увидело свет в 1588 в Париже. Монтень продолжал трудиться над «Опытами» до конца своих дней (его поправки и дополнения были учтены в публикации 1595).
Жанр «Опытов»
«Опыты» непосредственно продолжают традицию философско-этических и политических сочинений типа «Заметок», «Рассуждений», «Записок», «Памяток», повествующих без видимой последовательности и системы о самых разных вещах, среди которых легко находят себе место и комментарии к сообщениям и мыслям древних авторов, и автобиографические рассказы с назиданием потомкам, и реальные исторические документы. Более всего «Опыты» напоминают соответствующие произведения Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини, несомненна их связь с домашними хрониками и т. н. записными книжками горожан, особенно флорентийцев, 14-15 вв. Своими «Опытами» Монтень узаконил тип свободного философского рассуждения, не ограниченного в движении мысли никакой заранее заданной темой, никаким жестким планом.
Философия
Исследуя природу человеческого знания, Монтень показывает его ограниченность, недостоверность всего, что сообщают чувства, неспособность разума на какое-либо окончательное утверждение, невозможность обоснования им веры. Скептицизм Монтеня, испытавший влияние античного пирронизма (см. Пиррон), непосредственно связан с некоторыми направлениями поздней схоластики и особенно — с религиозно-философскими идеями христианского гуманизма, разработанного в трудах Пико делла Мирандола, Эразма Роттердамского, Вивеса, Агриппы Неттесгеймского. Обоснованию скептицизма посвящена у Монтеня 12 глава 2-й книги «Опытов» — своего рода трактат в трактате, — названная «Апология Раймунда Сабундского»; беря под защиту испанского схоласта, Монтень далеко не всегда согласен с выводами его «Естественного богословия», которое по просьбе отца он перевел в 1569 на французский язык и позднее опубликовал. Так, взгляд Монтеня на человека лишен оптимизма, цель его — «заставить человека почувствовать его ничтожество и суетность, вырвать из рук его жалкое оружие разума». По Монтеню, человек не занимает центрального положения в мироздании, подобно другим живым существам, он включен в общий порядок природы; рисует человека существом испорченным и слабым, одержимым болезненным высокомерием.
Труд Монтеня оказал огромное влияние на философскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующих эпох. Перекличка с «Опытами» слышна в «Гамлете», а также в поздних пьесах Шекспира, у которого был экземпляр «Опытов» в английском переводе 1603. Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ Фрэнсис Бэкон.
|