Ипотека и кредит

 Пословицы, поговорки, загадки, присказки, афоризмы. 

 Война - всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени.

Нет ничего более негигиеничного, чем жизнь.

Писатель - это человек, которому писать труднее, чем остальным людям.

Человек - это загадка, и в основе человечности всегда лежит преклонение перед этой загадкой.

МАНН Томас (1875-1955), немецкий писатель. Брат Г. Манна. С 1933 в антифашистской эмиграции, с 1938 в США, с 1952 в Швейцарии. В «семейной хронике» буржуазной семьи романе «Будденброки» (1901), философском романе «Волшебная гора» (1924), «Доктор Фаустус» (1947), тетралогии на библейский сюжет «Иосиф и его братья» (1933-34), многочисленных новеллах показал кризисное состояние мира и человека 20 в., нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, усложнившееся индивидуалистическое сознание (с комплексом ницшеанских проблем). «Доктор Фаустус» (основан на средневековой легенде о Фаусте) — философский роман-притча о «трагедии эстетизма», рискованном расширении пределов человеческого опыта, о саморазрушении личности в обмен на художественные прозрения и утонченные переживания (новеллы «Тонио Крегер», 1903, «Смерть в Венеции», 1913, одноименный фильм Л. Висконти, 1971). Литературно-критические статьи, в т. ч. посвященные немецкой и русской классике. Нобелевская премия (1929).
МАНН (Mann) Томас (6 июня 1875, Любек – 12 августа 1955, Цюрих), немецкий прозаик и эссеист, великий писатель 20-го века. Брат Генриха Манна.
Ранние годы
Томас Манн родился в семье уважаемого любекского негоцианта, торговца зерном и владельца судоходной компании со старинными ганзейскими традициями. Его мать, происходившая из креольской, бразильско-португальской семьи, была музыкально одаренным человеком, сыграла большую роль в воспитании своих пятерых детей.
Атмосферу старинного патрицианского дома, патриархального семейного уклада Томас Манн неоднократно – с теплотой и ностальгией – воспроизводил в своих произведениях.
После смерти отца, последовавшей в 1891, и продажи фирмы Томас Манн, окончив в 1894 гимназию, переселился в Мюнхен, где посещал лекции в университете. Некоторое время он работал клерком в страховой компании, но, быстро разочаровавшись в коммерческой деятельности, отправился вместе со своим старшим братом Генрихом, который пробовал тогда свои силы в живописи, в Италию, где братья провели четыре года. Там Томас начал писать рассказы, которые он отправлял немецким издателям. Среди них был и С. Фишер, предложивший объдинить эти рассказы в небольшой сборник. Так в 1898 году вышел в свет первый сборник рассказов Томаса Манна, название которому дала одна из новелл сборника – «Маленький господин Фридеманн». Фишер обещал также молодому автору издать его «будущее эпическое произведение», правда, когда оно попало к нему в руки, он долго уговаривал автора сократить роман, сделать его «более читабельным», но автор был непреклонен.
В Мюнхене. Журналист и эссеист
По возвращении в Мюнхен Томас Манн был приглашен к сотрудничеству в редакцию юмористического журнала «Симплициссимус», где он даже исполнял некоторое время обязанности главного редактора, когда тот был вынужден скрываться от ареста за «оскорбление величества». Здесь он сближается с кружком немецкого поэта Штефана Георге, члены которого провозгласили себя наследниками немецкой культуры и исповедовали идеи декаданса. Томас Манн довольно скоро осознал, насколько чужды ему взгляды этого круга. Оставаясь гуманистом и продолжателем высоких традиций немецкой культуры, он продолжительное время перед Первой мировой войной и после нее примыкал к консервативному лагерю. Он выступает с эссе «Фридрих и большая коалиция» (1915), «Заметками аполитичного» (1918), статьями «Речь и ответ», «О немецкой республике». Признав Веймарскую республику, он едет с миссией примирения и установления контактов во Францию.
Чуткость художника
Огромное место в его творчестве занимают его кумиры Шопенгауэр, Ницше, Вагнер, все новейшие идеи, волновавшие европейские умы в послевоенный период. Но Томасу Манну, как художнику и человеку, был органически чужд декаданс. Писатель-реалист, сделавший искусство делом всей жизни, впитавший лучшие традиции русской литературы, Толстого и Чехова, одним из первых он распознал угрозу фашизма. В статье «Философия Ницше в свете нашего опыта» он писал: « фашизм, рассчитанный на околпачивание массы и олицетворяющий разгул самой грязной черни, а в культуре – самую жалкую обывательщину, какую когда-либо видела история, фашизм по самому духу своему не может не быть глубоко чуждым человеку». В этой же статье Томас Манн, говоря об ответственности творческой личности, таланта перед обществом, отмечает, что Ницше, подобно чуткому сейсмографу, «возвестил западному миру приближение эпохи фашизма, которая для нас стала действительностью и останется ею еще надолго, несмотря на то, что в войне фашизм был побежден». Крупнейший писатель современности, продолжатель гуманистических традиций своих великих предшественников прошел нелегкий путь («Дорога нуждается в обходных путях») от консервативного национализма к пониманию своей роли как авангарда немецкой культуры, как представителя открытого миру, гуманистического и демократического духа; от восторженного преклонения перед философией Шопенгаэура и Ницше к ее осознанной и проникновенной оценке; от аполитичности к яркой защите демократии, к упорной борьбе с национал-социализмом, с мракобесием во всех его проявлениях.
«Будденброки»
В 1901 в издательстве С.Фишер выходит его роман «Будденброки», то самое «эпическое произведение», принесшее ему не только всемирную славу и Нобелевскую премию (1929), но и любовь и признательность миллионов людей. В этом романе, первом в серии социальных романов, Томас Манн затронул те проблемы, которые волновали его на протяжении всей жизни и которые продолжают волновать человечество: жизнь в своей материальности и духовная, интеллектуальная ее сторона, место художника в жизни, его обреченность и одиночество, ответственность таланта, процессы распада и перерождения буржуазного общества.
В русском переводе роман носит подзаголовок «История гибели одного семейства». Точнее было бы «История распада (или разложения) династии». Взяв за основу историю собственной семьи и фирмы, основанной в 1760-х гг. его прапрадедом Зигмундом Манном, писатель создал эпическую хронику, показав типические черты развития развития бюргерства в 19-ом веке и создав тем самым материал для творческого осмысления проблем современной жизни, чему он, собственно говоря, посвятил все свои последующие произведения. Позднее Томас Манн писал, что в «Будденброках» он «создал широкое полотно, художественную и человеческую основу, на которую можно опираться при создании новой продукции».
Роман начинается с описания торжеств в семье Иоганна Будденброка, главы уважаемой любекской фирмы, торгующей зерном, по случаю переезда в новый дом. Сам дом наглядно свидетельствует о том, что дела фирмы идут хорошо, что многочисленная и дружная семья живет в достатке и мире.
Томас Манн прослеживает судьбы всех членов семьи, показывает как рушатся устои и традиции, как, с другой стороны, слепое следование долгу калечит человеческие судьбы, как нарушаются славные заповеди, заканчиваются крахом попытки найти свое место в жизни. Измученный семейными заботами (выходки братца Кристиана, смерть матери, продажа дома) и неудачи в ведении дел, последний владелец фирмы Томас Будденброк находит утешение в философии Шопенгауэра. Однако глубоко запрятанные внутрь потрясения и переживания прорываются в конце концов наружу; после удаления зуба Томас теряет на улице сознание и умирает. Согласно завещанию фирма ликвидируется. Жена и сын покидают старый дом и поселяются на маленькой вилле. Его сын, последний отпрыск рода по мужской линии, Ганно (Иоганн), — изнеженный ребенок, страшащийся жизни и людей, ищет прибежища в мире музыки, которой он отдается болезненно и страстно. В возрасте 15 лет он умирает от непонятной болезни, не оказывая никакого сопротивления недугу.
За весь 1901 год было продано всего 100 экземпляров романа, однако тиражи росли год от года, и в 1929 роман был выпущен общим тиражом в 1 млн. экземпляров. Сейчас вряд ли найдется какая-либо страна, где не был переведен этот роман.
Прошло почти 30 лет со дня выхода романа в свет, уже были написаны «Тонио Крегер» (1914). «Смерть в Венеции» (1927), романы «Королевское высочество» (1909) и «Волшебная гора» (1924), но когда Нобелевский комитет вынес в 1929 году решение о присуждении Томасу Манну ежегодной премии в области литературы, то в так называемой «наградной формуле» значилось: «прежде всего за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной жизни».
Высокое призвание художника
В 1905 Томас Манн женился на дочери мюнхенского профессора Кате Принсгейм, прошедшей вместе с мужем весь нелегкий жизненный путь; у них было шестеро детей.
В 1903 году была написана новелла «Тристан» о месте художника в жизни, к ней примыкают «Тонио Крегер» (1914) и «Смерть в Венеции» (1912). В 1907 вышла начатая еще в Италии единственная пьеса Манна «Флоренция», где писатель отстаивает этическую ценность эстетического взгляда на жизнь не только для художника, но и для человека вообще, Роман «Королевское высочество», опубликованный в 1909 г. посвящен этой же теме. Томас Манн, после того как на него обрушились за первый роман некоторые критики, а главным образом – жители Любека, увидевшие в персонажах романа карикатуры на самих себя, стал сам давать критический разбор всех своих романов. Вот что писал он о «Королевском высочестве»: « Полный намеков и ассоциаций анализ княжеского бытия как формального, вещного, абстрактного – одним словом, эстетского бытия и разрешение от бремени величества через любовь — вот содержание моего романа, который, не чуждый симпатии к любому виду «частных случаев», проповедует человечность»
«Волшебная гора»
В 1924 выходит его роман «Волшебная гора», ставший, по выражению автора, «ключевым и поворотным пунктом» его творчества. Тяжелый мировоззренческий кризис, который Манн пережил после войны, осознание новой реальности и законов, по которым существует общество, освобождение от собственных ошибок, — все это он воплотил в этом романе, собрав словно в фокус духовные, исторические, культурно-философские, этические и политические проблемы, течения и тенденции, волновавшие мир.
Сознательно ограничив действие романа тесными рамками швейцарского санатория, где лечатся больные туберкулезом из разных стран, Томас Манн сконцентрировал свое внимание именно на проблемах общества и течениях его духовной жизни. Представляющие различное мировоззрение персонажи – в первую очередь фашиствующий иезуит Нафта, и эпигон либерального просветительства 19-го века Сеттембрини – сражаются за душу немецкого бюргера Ганса Касторпа. В сочетании выбранных автором лейтмотивов рождаются причудливые переплетения идей и этических норм, носящие иногда характер притчи. «Волшебная гора» стала своего рода продолжением традиций классического «романа воспитания». Случайно попавший в санаторий Касторп провел среди «пациентов» семь лет и, благополучно избежав ловушек, уходит здоровым в здоровый мир, но это тот немецкий добропорядочный бюргер, который оказался в окопах Первой мировой войны и который даст себя околпачить фашистским ловцам душ.
Эмиграция
В 1933 Томас Манн совершает поездку по стране с чтением лекций и отрывков из собственных произведений, что, кстати говоря, он делал с блеском: сохранилась запись, где Манн читает отрывок из неоконченного романа «Признания авантюриста Феликса Круля» – сцена встречи героя с профессором Кукук в купе поезда. Из этой поездки Томас Манн не вернулся в Мюнхен, а через Голландию, Бельгию и Францию эмигрировал в Швейцарию и обосновался в г. Кюснахте на берегу Цюрихского озера.
Идеологи Третьего рейха приложили немало усилий, интриг и провокаций, чтобы вернуть в Германию писателя такого ранга: лишали почетных званий, распускали клеветнические измышления, однако Томас Манн считал вслед за великим Гете, что можно менять взгляды, но нельзя изменять принципам. В 1936 он был лишен немецкого гражданства и принял чешское.
В 1938 Томас Манн эмигрировал в США и в 1944 принял американское гражданство. Писатель, достойно представляющий свой народ, признанный им и горячо любимый, вынужден был расстаться прежде всего со своим читателем. Этим объясняется его молчание в первое время. После выступления некоего Корроди в «Новой цюрихской газете», утверждавшего, что Томас Манн занят переоценкой ценностей, «осмысливает дело национал-социализма» и скоро вернется на родину, писатель ответил гневным письмом редактору этой газеты: « Глубокое убеждение, ежедневно подтверждаемое и питаемое тысячами человеческих, моральных и эстетических впечатлений и наблюдений, в том, что современные властители Германии ничего не могут принести хорошего ни Германии, ни миру, — это убеждение вынудило меня покинуть страну, с духовными традициями которой я сроднен значительно глубже, чем те, что уже в течение трех лет никак не отваживаются отказать мне перед всем миром в принадлежности Германии».
Позднее (в 1948 году) он напишет, объясняя разрыв отношений со многими из тех, кто видел в пришествии Третьего рейха розы и мрамор: « я не видел ничего, кроме мерзости, сивушной отравы для народа, кроме врожденной страсти к убийству, кроме верной гибели Германии и Европы». Из Америки Томас Манн регулярно обращался к своим читателям, к своему народу по радио и в прессе.
Библейская тетралогия
В 1933 году в Вене выходит первый том тетралогии «Иосиф и его братья» («Былое Якова», Вена, 1933; «Юный Иосиф», Вена, 1934; «Иосиф в Египте», Вена,1936; «Иосиф-кормилец», Стокгольм, 1943).
Обращение Томаса Манна к Ветхому Завету не было случайным, Он работал над романом в течение многих лет, и толчком к его созданию явилась гетевская «Поэзия и правда», где великий олимпиец рассказывает, как притягивала его в юности эта «прозрачная и чистая легенда». Не без основания многие критики находят глубинную связь тетралогии с «Фаустом» Гете. Выбор темы и материала находился «в потайной и остро-полемической связи» с противостоящими тенденциями времени; это был протест против антисемитизма и расизма. «Написать роман еврейского духа было своевременным, поскольку казалось несвоевременным».
Глубины немецкого духа
Величественная фигура Гете, его творчество и личность, постоянно привлекала внимание писателя, служила ему примером и задавала масштаб его творческой и общественной деятельности. Гете и его произведениям посвящены многие статьи, речи и эссе Томаса Манна. В 1939 году в Стокгольме вышел его роман «Лотта в Веймаре». Томас Манн использовал в этом романе сухие исторические факты, как, например, приезд Шарлотты Кестнер, послужившей прототипом Лотты в романе Гете «Страдания молодого Вертера», в Веймар в 1816 году, но трактовал их довольно свободно. Однако образ Гете, обстановку и атмосферу при Веймарском дворе Манн воспроизвел с высокой степенью исторической достоверности. Этот роман писатель противопоставил попыткам фашистских идеологов «присвоить» Гете, исказив личность и творчество великого писателя.
В романе «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом» (Стокгольм, 1947) Томас Манн вновь ставит вопрос о гении и болезни и использует рассказ о судьбе отдельной личности для показа судьбы немецкого народа. Позднее Томас Манн опубликовал статью (1949) «Возникновение доктора Фаустуса. Роман одного романа».
В романе «Избранник» (1951) писатель в веселой и пародийной стилизованной манере пересказывает средневековую легенду о Григории, вложив ее в уста вымышленного рассказчика, ирландского монаха Клеменса. Из-за кажущейся маргинальной тематики роман вызвал некое недоумение и отчуждение. Однако книга занимает достойное место в многообразном творчестве Томаса Манна. Он сам писал: «Принимайте вещь такой, какова она есть: веселый и не совсем уж бездумный эксперимент. Многим людям она доставила пару часов развлечения. Это уже кое-что»!
«Признания авантюриста Феликса Круля»
В своем последнем, оставшемся незаконченным романе, работу над которым писатель начал еще перед Первой мировой войной (первая часть романа была завершена в 1950-1954 гг.), писатель еще раз представил читателю все многообразие мотивов своего творчества в пародийно-ироническом преломлении. Роман первоначально замысливался как юмористический вариант взаимоотношений «художник – бюргер», так занимавших Томаса Манна в его ранних произведениях. Когда же он спустя целую эпоху продолжил работу над этим «плутовским романом», то новое понимание истории и общества, новый жизненный опыт привели к заметному смещению акцентов. Круль, чей жизненный путь иронически оценивался автором как «нравственное достижение высокого ранга», превратился из уголовника в человека, «умеющего жить», который сумел использовать сомнительные нормы буржуазного общества для блестящей карьеры, в обаятельного мошенника, чей сомнительный облик становится отражением характера общества.
Последние годы
После окончания войны Томас Манн дважды приезжал в Европу с чтением лекций, пока окончательно не переехал в Швейцарию и не поселился в городе Кильхберге. В это время он пишет много статей и эссе; обогащенный жизненным и историческим опытом, он возвращается к своим кумирам: Гете, Толстому, Чехову, Достоевскому, Вагнеру, Ницше.
В 1955 году, в год юбилея Фридриха Шиллера, он совершает поездку по двум Германиям, с расколом которой он никак не мог смириться.
Томас Манн оставил большое эпистолярное наследие, его письма – образец отношения к этому виду общения между людьми. Над каждым письмом он работал, по его собственному выражению, как над серьезнейшим литературным произведением.

 

 

Rambler's Top100