Генерал - это ефрейтор, которого много раз повышали в звании.
Гений - человек с талантом и прилежанием человека без таланта.
Герои нужны в минуту опасности, в остальное время герои опасны.
Героизм - это род смерти, а не образ жизни.
Полная демократия: нет человека настолько незначительного, чтобы он не мог навредить другому.
Реальность - это разница между тем, что доставляет нам удовольствие, и тем, чем мы вынуждены довольствоваться.
Маленькие дети имеют много общего с интеллектуалами. Их шум раздражает; их молчание подозрительно.
Женщины красивее, чем они выглядят.
Мир - это когда стреляют где-то в другом месте.
Хуже нет, чем влюбиться без взаимности в собственную жену.
Фантасты - это люди, которым не хватает фантазии, чтобы понять реальность.
Известный писатель - тот, у кого берут и слабые вещи; знаменитый - тот, кого за них хвалят.
Цивилизация: эскимосы получают теплые квартиры и должны работать, чтобы купить холодильник.
Друзья и совесть бывают у человека до тех пор, пока они не нужны.
Утопист: счастливчик, который не доживает до исполнения своих мечтаний.
Ценности абстрактны, цены конкретны.
Мы учимся всю жизнь, не считая десятка лет, проведенных в школе.
Из врагов наших часто следует бояться больше всего самых малых.
Каждый льстец живет на счет того, кто его слушает.
ЛАФОНТЕН (La Fontaine) Жан де (1621-1695), французский писатель. В «Сказках и рассказах в стихах» (т. 1-5, 1665-85), комедиях и знаменитых «Баснях» (т. 1-12, 1668-94) предстает как мыслитель и сатирик, опирающийся на народную мудрость и фольклор.
ЛАФОНТЕН (La Fontaine) Жан де (8 июля 1621, Шато-Тьерри — 14 апреля 1695, Париж), французский поэт, прославившийся как баснописец.
Начало литературной деятельности
Лафонтен родился в маленьком городке, в семье провинциального чиновника. Родители отправили его изучать право в парижскую семинарию «Оратуар». Вернувшись в отцовское имение в Шампани, он в 26 лет женился на 15-летней Мари Эрикар. Брак оказался неудачным, и Лафонтен, презрев семейные обязанности, в 1647 отправился в Париж с намерением полностью посвятить себя литературной деятельности. До 1674 он продолжал получать доход с наследственной должности «хранителя вод и лесов», которой лишился по приказу министра Кольбера. В столице Лафонтен сблизился с кружком молодых литераторов, называвших себя «рыцарями Круглого стола» и считавших высшим авторитетом Жана Шаплена, одного из основателей классицистской доктрины. Под влиянием друзей он перевел комедию Теренция «Евнух» (1654). Интерес к театру сохранился у него на всю жизнь, но подлинное призвание он нашел в малых поэтических жанрах.
В 1658 ему удалось обрести покровителя в лице министра финансов Фуке, которому посвящено несколько стихотворений — в том числе поэма «Адонис» (1658) и знаменитая «Элегия к нимфам в Во» (1662). После падения Фуке Лафонтен в отличие от многих не отрекся от опального вельможи, из-за чего в 1663 ему пришлось отправиться в кратковременное изгнание. По возвращении в Париж он завоевал расположение герцогини Буйонской — хозяйки салона, где собирались аристократы, оппозиционно настроенные по отношению ко двору.
Издание первого сборника
В 1665 Лафонтен издал свой первый сборник «Рассказы в стихах», а затем «Сказки и рассказы в стихах» (кн.1-5, 1665-85), сюжеты которых в большинстве своем заимствованы у античных писателей и писателей Возрождения (главным образом, у Боккаччо). Изящная шутливость и гривуазная откровенность этих коротких новелл звучали как своеобразный протест против утвердившегося в придворной среде ханжества. Это вызвало недовольство Людовика XIV: публикация «Сказок» во Франции была запрещена, а сам поэт подвергся притеснениям. Весьма рискованной по содержанию считалась также «Любовь Психеи и Купидона» (1669) — прозаическая повесть со стихотворными вставками, написанная по мотивам вставной новеллы из романа Апулея «Золотой осел».
«Басни»
Оставаясь до 1672 под покровительством герцогини Буйонской и желая доставить ей удовольствие, Лафонтен стал писать «Басни» (кн.1-6, 1669; кн.7-11, 1679-1679; кн.12, 1694), которые назвал «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене». Избрав своей новой патронессой маркизу де ла Саблиер и дав королю «обещание образумиться», поэт в 1684 был избран членом Французской Академии. Этому не помешала достаточно свободная интерпретация «доктрины»: Лафонтен, всегда отличавшийся независимым характером, подвергал сомнению понятие безупречной правильности как закона красоты и защищал «вольности» в стихосложении. Вместе с тем, он не выходил за рамки классицистской эстетики, целиком принимая такие ее принципы, как строгий отбор материала, ясность выражения мысли, прозрачность поэтической формы, внутреннюю гармонию произведения. В 1687 Лафонтен активно вмешался в спор «древних и новых», написав «Послание епископу Суассонскому Юэ», где оспаривал взгляды Перро и Фонтенеля: в частности, критиковал их мнение о превосходстве французский нации и утверждал, что все народы в равной мере талантливы.
В историю литературы Лафонтен вошел, прежде всего, как автор «Басен», которые отличаются поразительным разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов, трезвым взглядом на мир и яркой образностью. Подобно другим баснописцам, поэт часто использовал олицетворения, опираясь при этом на национальную традицию. Так, уже в средневековом «Романе о Лисе» волк воплощал алчного и вечно голодного рыцаря, лев был главой государства, лис — самым хитрым и пронырливым среди обитателей животного царства. В одной из самых своих известных басен — «Мор зверей» — Лафонтен с помощью олицетворения создал панораму всего общества: звери исповедуются в грехах, чтобы выбрать наиболее виновного и принести его в искупительную жертву богам. Лев, тигр, медведь и прочие хищники признаются в кровопролитии, насилии, вероломстве, но нести наказание за всех приходится ослу, повинному в краже пучка травы с монастырского поля. Еще одним средством обобщения поэт считал аллегорию: в программной басне-трактате «Желудок и Органы тела» он уподобляет королевскую власть желудку — прожорливому, но необходимому для нормальной жизни тела, а в басне «Дровосек и Смерть» показывает крестьянина, который, изнемогая под непосильным бременем налогов, барщины и солдатских постоев, все же отказывается от «освобождения», ибо человек любые страдания предпочитает смерти. Особого внимания заслуживает отношение Лафонтена к «морали», которая является настолько естественным выводом из изображенной ситуации, что нередко вкладывается в уста одного из персонажей. Сам поэт утверждал, что басня должна воспитывать лишь тем, что знакомит читателя с миром. Отказ от назидания находится в явном противоречии с поучительным характером басни, который считался неотъемлемым признаком жанра со времен Эзопа. Через сто лет Жан Жак Руссо, уловив этот глубинный «имморализм», восстал против того, чтобы басни Лафонтена давали читать детям, для которых они, впрочем, никогда и не предназначались.
Лафонтен (Jean de La-Fontaine) — знаменитый французский баснописец, род. в 1621 г. в Шато-Тьери, ум. в 1695 г. Отец его служил по лесному ведомству, и Л. провел детство среди лесов и полей. Двадцати лет он поступил в братство Oratoire для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией. В 1647 г. отец Л. передал ему свою должность и убедил его жениться на 15-ти летней девушке. Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину. Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своих многочисленных романтических приключений. На своих детей он так мало обращал внимания, что, встретившись в одном доме с своим взрослым сыном, не узнал его. В Париже Л. имел блестящий успех; Фуке назначил ему крупную пенсию, как плату за одно стихотворение в месяц; вся аристократия покровительствовала ему, а он умел остаться независимым и изящно насмешливым, даже среди льстивых панегириков, которыми он осыпал своих патронов. Впервые стихи, превратившие Л. из салонного стихотворца в первоклассного поэта, написаны были им в 1661 г. и внушены были сочувствием к печальной судьбе его друга Фуке. Это была «Elegie аuх numphes de Vaux», в которой он горячо заступался перед Людовиком ХIV за опального сановника. Жил он Париже сначала у герцогини Бульонской, потом, более 20 лет, в отеле m-me de la Sabliеre; когда последняя умерла, и он вышел из ее дома, он встретил своего знакомого d'Hervart, который предложил ему поселиться у него. «Я как раз туда и направлялся», гласил наивный ответ баснописца. В 1659 — 65 гг. Л. был деятельным членом кружка «пяти друзей» — Мольера, Л., Буало, Расина и Шапелля, и сохранял со всеми дружеские сношения и после разрыва между другими членами кружка. В числе его друзей были также Кондэ, Ларошфуко, m-me де Севиньи и др.; только ко двору он не имел доступа, так как Людовик XIV не любил легкомысленного, не признающего никаких обязанностей поэта. Это замедлило избрание Л. в академию, членом которой он сделался только в 1684 г. Под влиянием m-me de la Sabliere, Л., в последние годы жизни, сделался верующим, оставаясь, однако, легкомысленным и рассеянным поэтом, для которого серьезна была только его поэзия. Значение Л. для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя из древних авторов лишь внешнюю фабулу басен. Создание этого нового жанра полулирических, полуфилософских басен обусловливается индивидуальным характером Л., искавшего свободной поэтической формы для отражения своей артистической натуры. Эти поиски не сразу увенчались успехом. Его первым произведением была «Joconde» (1665), легкомысленное и остроумное подражание Apиocто; за этим последовал целый ряд «сказок», крайне скабрезных. В 1668 г. появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Fables d'Esope, mises en vers par M. de LaFontaine»; 2 изд., заключавшее уже 11 книг, вышло в 1678 г., а 3-е, с включением 12-й и последней книги — в 1694 г. Первые две книги носят более дидактический характер; в остальных Л. все более становятся свободным, перемешивает нравоучение с передачей личного чувства и, вместо иллюстрации, напр., той или другой этической истины, передает большею частью какое-нибудь настроение. Л. менее всего моралист и, во всяком случае, мораль его не возвышенная; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми, и постоянно рисует торжество ловких и хитрых над простоватыми и добрыми; сентиментальности в нем абсолютно нет — его герои те, кто умеет устроить свою судьбу. Но не в этой грубой, утилитарной морали значение басен Л. Они велики своими художественными достоинствами; автор создал в них «комедию в сто актов, перенеся на сцену весь мир и все живые существа в их взаимных отношениях. Он понимал людей и природу; воспроизводя нравы общества, он не громил их как проповедник, а отыскивал в них забавное или трогательное. В противоположность своему веку, он видел в зверях не механические существа, а живой мир, с богатой и разнообразной психологией. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое, и рисует тонко и метко; но в то же время его звериные типы в высшей степени выдержанны и художественны сами по себе. Художественному значению басен Л. способствует также красота поэтических вступлений и отступлений Л., его образный язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы. См. «Eloges» Л. в сочин. Perranit, d'Olivet, Laharpe, Chamfort; Waickenaer, «Hist. de la vie et des ouvrages de L.» («Oeuvres», 3 изд. 1824); Marthy Laveaux, «Essai sur la langue de L.» (1853); Saunte Beuve, «Portr. litter.» (т. 1), «Cans. du Lundu» (т. VII); Taine, «L. etses fables» (1861); P. Soullie, «L. et ses aevanciers» (1861); Saint-Marc Girardin, «L. et les fabulistes» (1867); Paul de Remusat, «L. naturaliste» («Rev. des Deux. Moudes», дек., 1869); J. Claretie, «L. et ses critiques» («Rev. des Cours litter.», т. 1). Часть басен Л. (иллюстр.) дана в приложении к журналу «Звезда» (1895).
|