Ипотека и кредит

 Пословицы, поговорки, загадки, присказки, афоризмы. 

 Ни на что не годится тот, кто годится только для себя.

Читая древних мудрецов, часто находишь что-то свое.

Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Ленивые всегда бывают людьми посредственными...

Догмат бессмертия души есть самая утешительная и в то же время наиболее устрашающая идея.

Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же.

Верить в Бога невозможно, не верить в него - абсурдно.

Если бы Бога не было, следовало бы его выдумать.

Кто ограничивает свои желания, тот всегда достаточно богат.

Беда тому, кто говорит все, что он может сказать.

Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое.

Для великих дел необходимо неутомимое постоянство.

Самое необходимое искусство при дворе состоит не в том, чтобы хорошо говорить, а в том, чтобы уметь молчать.

Я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.

Чтобы добиться успеха в этом мире, одной глупости недостаточно - к ней еще нужны хорошие манеры.

Медленная рука времени сглаживает горы.

Журналы - это архивы пустяков.

Соперничество - пища для гения.

Почти никогда не делалось ничего великого в мире без участия гения.

Платье внушает глупцам уважение.

Все мои усилия сводились к тому, чтобы убавить у людей глупости и прибавить им честности.

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.

Равенство есть вещь самая естественная и в то же время химера.

Девочки быстрее учатся чувствовать, чем мальчики - мыслить.

Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны не правы.

Защитив диссертацию, можно подумать и о науке.

Глаза дружбы редко ошибаются.

Всякое желание есть зачаток новой скорби...

Женщина - это человеческое существо, которое одевается, болтает и раздевается.

"Что такое оптимизм?" "Увы, сказал Кандид, это страсть утверждать, что все хорошо, когда в действительности все плохо".

Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно.

Жизнь подобна пиру Домокла - меч свыше грозит нам вечно.

Мы никогда не живем, мы лишь надеемся, что будем жить.

Злословие - бессмертная дочь самолюбия и праздности.

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия.

Боюсь, что земной шар - желтый дом Вселенной.

Первое обвинение отбрасывается, второе задевает, третье ранит, а четвертое убивает.

Метафизические системы для философов - то же, что романы для женщин.

Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком.

Никогда не бывает великих дел без великих препятствий.

Излишек - вещь крайне необходимая.

Все жанры искусства хороши, кроме скучного, но скука - не жанр.

Я горячий друг истины, но отнюдь не желаю быть ее мучеником.

Я не согласен с тем, что вы говорите, но я до последнего буду защищать ваше право это говорить.

Доброта требует доказательств, красота же их не требует.

Прекрасно только то, что естественно.

Достаточно было одному мужчине влюбиться в женщину, чтобы мир стал таким, каков есть.

Доктора - это те, кто прописывают лекарства, о которых мало знают, чтобы лечить болезни, о которых они знают еще меньше, у людей, о которых они не знают вообще ничего.

Люди легко верят тому, чего страстно желают.

Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен.

Все рассуждения мужчин не стоят одного чувства женщины.

Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.

Метафизика - это когда слушающий ничего не понимает и когда говорящий понимает не больше.

Случай - это ничто. Случая не существует. Мы назвали так действие, причину которого мы не понимаем. Нет действия без причины, нет существования без оснований существовать.

Чем более мы размышляем, тем более убеждаемся, что ничего не знаем.

Он был великим патриотом, гуманным человеком, истинным другом, - если, конечно, это правда, что он умер.

Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать.

Оптимизм - это страсть утверждать, что все хорошо, когда в действительности все плохо.

Нельзя иметь верного понятия о том, что не испытано.

Кто хорошо служит своей родине, тот не нуждается в предках.

Во все времена и во всех странах и во всех жанрах дурное кишмя кишит, а хорошее редко. В любой профессии все самое недостойное предстает особенно нагло.

Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве.

Опасно быть правым, когда правительство ошибается.

Предрассудки - разум глупцов.

...Я чту великое всемогущество, мне не подобает ограничивать его, я ничего не утверждаю, я довольствуюсь убеждением, что на свете гораздо больше возможных вещей, чем мы думаем.

Человек рожден без всяких принципов, но со способностью их воспринимать.

Все что становится обыденным, мало ценится.

Не неравенство тягостно, а зависимость.

Развод, вероятно, почти столь же стар, как и брак. Хотя я полагаю, что брак на неделю-другую древнее.

Бурная ревность совершает больше преступлений, чем корысть.

Суеверные в обществе - то же, что трусливые в войске: они сами чувствуют и возбуждают в других панический ужас.

Времена наиболее суеверные были всегда временами ужаснейших преступлений.

Чем дальше шествует вперед разум, тем сильнее скрежещет зубами фанатизм.

Суеверие делает людей глупцами.

Осмельтесь мыслить самостоятельно.

Что сделалось смешным, то уже не может быть опасным.

Свобода объявлять свои мысли составляет существенное право гражданина.

Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным.

Словарь - это вселенная в алфавитном порядке.

Кто мог бы страшиться смерти и отказываться от нее? Виновный боится ее, несчастный призывает, храбрый бросает ей вызов и идет навстречу ей, мудрец, ожидающий ее, принимает ее без сожаления.

...человек родиться, чтобы жить в судорогах беспокойства и летаргии скуки.

Государственное образование, именовавшееся Священной Римской империей, не было ни священной, ни римской, ни империей.

Старость создана для того, чтобы получать огорчения, но она должна быть довольно благоразумна для того, чтобы переносить их безропотно.

С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом.

Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды.

Иной бесполезен в первом ряду, но во втором блистает.

Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду, - это философия.

Как-то у Вольтера спросили: где бы он хотел быть после смерти - в раю или в аду? Он ответил: "В раю климат лучше, но в аду компания настолько приятнее!".

Люди казались ему такими, каковы они на самом деле, т.е. насекомыми, поедающими друг друга на маленьком комке грязи.

Мы оставим этот мир столь же глупым и столь же злым, каким застали его.

Честного человека можно преследовать, но не обесчестить.

Честь - это бриллиант на руке у добродетели.

Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя.

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.

Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу - значит вновь увидеть старого друга.

Страсти! Это ветры, надувающие паруса корабля, они его иногда топят, но без них он не может плавать.

Всегда наслаждаться - значит вовсе не наслаждаться.

Объясненная шутка перестает быть шуткой.

Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку.

Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли.

ВОЛЬТЕР (Voltaire) (наст. имя Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694-1778), французский писатель и философ-просветитель, деист, иностранный почетный член Петербургской АН (1746). Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести «Макромегас» (1752), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), трагедии в стиле классицизма «Брут» (1731), «Танкред» (издана в 1761), сатирические поэмы («Орлеанская девственница», 1735, издана в 1755), публицистика, исторические сочинения. Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы: «Философские письма» (1733), «Философский словарь» (1764-69). Сыграл значительную роль в развитии мировой, в т. ч. русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции кон. 18 в. С именем Вольтера связано распространение в России т. н. вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония).
ВОЛЬТЕР (Voltaire) (наст. имя Франсуа Мари Аруэ, Arouet) (21 ноября 1694, Париж — 30 мая 1778, там же), французский мыслитель, писатель и публицист эпохи Просвещения. Его творчество, подрывавшее авторитет абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, сыграло большую роль в подготовке умов к Великой Французской революции. Оно способствовало также формированию нового типа личности, активной, предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному и общественному благосостоянию.
Семья
Мать Вольтера, Мари Маргерит Домар, была дочерью секретаря уголовного суда, а отец, Франсуа Аруэ, — нотариусом и сборщиком налогов. Сам Вольтер не любил этого человека и его ремесло, а позднее (1744) предпочел объявить себя незаконным отпрыском некоего шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, чем оставаться сыном преуспевающего буржуа.
Начало литературной карьеры
После нескольких лет учебы в парижском иезуитском коллеже Людовика Великого (1704-11) юный Аруэ по настоянию отца занялся изучением права. Вскоре он восстал против родительской воли и без сожаления променял юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радости светской жизни. В мае 1717 за составление сатиры на регента Франции герцога Орлеанского начинающий сочинитель попал в Бастилию, однако год тюремного заключения не охладил пробудившегося литературного пыла. Уже в 1718 была поставлена его первая значительная пьеса «Эдип», благосклонно принятая публикой. В том же году ее автор впервые выступил под псевдонимом «де Вольтер». Крупная эпическая поэма «Генриада», первоначально названная «Лига» (1723), упрочила его репутацию искусного рассказчика и вместе с тем борца за идею. Посвященная эпохе Религиозных войн 16 в. и ее главному герою королю Генриху IV, поэма осуждала религиозный фанатизм королей-деспотов и прославляла монарха, сделавшего веротерпимость лозунгом своего правления.
Пребывание в Англии. «Философские письма»
В начале 1726 произошла стычка Вольтера с шевалье де Роганом, позволившим себе публично насмехаться над его попыткой скрыть под псевдонимом свое недворянское происхождение. Дерзский ответ («Сударь, мое имя ждет слава, а ваше — забвение!») дорого обошелся Вольтеру: перенесенные от лакеев де Рогана побои и последующие унижения дали ему почувствовать на собственном опыте, что такое социальная несправедливость. Вооружившись пистолетами, он пытался отомстить обидчику, но был арестован, брошен в Бастилию, а в конце 1726 вынужден покинуть Париж. Более чем двухлетнее пребывание в Англии укрепило его приверженность к веротерпимости и политической свободе. Свои либеральные взгляды Вольтер изложил в знаменитых «Философских письмах», вышедших в 1733 на английском, а в 1734 на французском языках. «Письма» идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете рисовали состояние общественных институтов Франции. В 1734, уже после возвращения Вольтера на родину, книга была сожжена по приговору Парижского парламента, а над автором нависла угроза ареста.
Сирейский период
Решив не искушать судьбу, Вольтер тогда же, в 1734, удалился в Сирей, расположенный в Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле. Одна из образованнейших женщин того времени, она разделяла увлечение Вольтера метафизикой, естественными науками, а также интерес к Библии. Отчеты о результатах совместных лабораторных опытов они отправляли в Париж, в Королевскую Академию наук. Десять лет, проведенных в Сирее, оказались весьма плодотворными для Вольтера: он создал там трагедии «Альзира» (1736) и «Магомет» (1742), «Трактат о метафизике» (1734) и «Основы философии Ньютона» (1738), написал большую часть исторического труда «Век Людовика XIV» (1751). Приобретенные в Сирее познания укрепили Вольтера в неприятии традиционной христианской картины мира, усилили критическую направленность его ума, стимулировали дальнейшие поиски рационального объяснения природных и социальных явлений.
Воинственный скепсис сирейского периода проявился в работе Вольтера над эпической поэмой «Орлеанская девственница», первая половина которой была завершена к 1735. Поэма в течение долгого времени распространялась в списках, ее первое пиратское издание появилось лишь в 1755, а официальная публикация состоялась только в 1762 в Женеве. Вольтер не побоялся использовать дорогую сердцам французов историюЖанны д'Арк для нового разоблачения религиозных предрассудков. Он избрал для этой цели самое мощное орудие — иронию. Стремясь опровергнуть мнение хронистов о том, что Жанна была послана Богом, их повествования о ее видениях и чудесах, Вольтер изобразил эти стороны предания в смешном виде. Досталось и пресловутой девственности Жанны, ибо Вольтеру претила сама мысль, будто именно эта добродетель героини стала залогом спасения Франции. Подлинную причину ее успеха он видел в том, что Жанна уверовала в собственные силы, и свою уверенность сумела передать королю и армии. Трагическая смерть Орлеанской девы побуждает Вольтера отбросить иронию; на смену ей приходит гнев, который обрушивается на головы палачей Жанны — отцов-инквизиторов.
Вольтер-придворный
В 1744 началась краткая и неудачная карьера Вольтера-царедворца. Литературная известность и влиятельные покровители обеспечили ему место придворного историографа Франции (1745). В 1746 состоялось его избрание во Французскую Академию, однако ему так и не удалось снискать расположение короля, несмотря на все заискивания писателя.
Холодность Людовика XV, разочарование в версальском дворе, смерть маркизы Дю Шатле (1749) склоняли Вольтера принять приглашение Фридриха II, ко двору которого он явился в 1750. Дружеская переписка Вольтера с Фридрихом началась еще в 1736 с восторженного письма молодого кронпринца. В последующее десятилетие они несколько раз встречались. Полагаясь на испытанную годами привязанность и щедрость «короля-философа», Вольтер рассчитывал прижиться в Пруссии. Но вблизи ему открылись во Фридрихе не только острый ум, но и двуличие и деспотизм, что и стало причиной отъезда Вольтера в 1753 из Пруссии.
Вольтер и «Энциклопедия»
В декабре 1754 Вольтер прибыл в Швейцарию, где ему предстояло провести большую часть оставшейся жизни. В окрестностях Женевы он купил небольшое имение, названное им «Делис» («Отрада»). Здесь Вольтер начал сотрудничать в «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. Первые его статьи появились в 1755 в 5-м томе: «Дух», «Красноречие», «Изящество». Уже к 1756 из-под его пера вышла дюжина энциклопедических статей, отличавшихся большой смелостью. Так, в статье «История» (1756) он выразил сомнение в достоверности многих исторических сказаний, в т. ч. преданий о чудесах, а в статье «Идол, идолопоклонник, идолопоклонство», написанной в 1757, а вышедшей только в 1765 в 8-м томе «Энциклопедии», утверждал, что христиане в сущности ничуть не меньше идолопоклонники, чем язычники. Именно Вольтер поддержал Д'Аламбера в его намерении опубликовать знаменитую статью «Женева» (1757, 7-й т.). Похвалы республиканскому строю и вольнолюбивым женевцам звучали в ней как критика французской действительности. Кальвинистские пасторы Женевы были представлены почти как деисты, что далеко не соответствовало истине, однако расправа Кальвина над Серветом была уподоблена ужасной Варфоломеевской ночи. Решительный протест самих пасторов и Женевского университета поставил швейцарских друзей «Энциклопедии» в затруднительное положение, они признали статью неудачной.
Фернейский период
После всего случившегося Вольтер решил обезопасить себя от ярости духовенства Женевы. В конце 1758 он арендовал поместье Турней, а в начале 1759 приобрел еще и поместье Ферней, расположенные по обе стороны границы Женевского кантона с Францией. Ферней стал его «удельным княжеством», которым он правил как просвещенный государь. Наконец-то Вольтер мог позволить себе роскошный образ жизни. Состояние его пополнялось из разных источников: пенсионы от знатных особ, наследство отца, гонорары за издание и переиздание сочинений, поступления от продажи принадлежавших ему должностей и от финансовых спекуляций. В 1776 годовой доход Вольтера составил двести тысяч ливров, что превращало фернейского патриарха в одного из богатейших людей Франции.
Ферней стал тем местом, где в течение 20 лет разворачивалась просветительская деятельность Вольтера. Здесь он принимал гостей со всей Европы. Паломничество в Ферней стало чуть ли не обязательным для всякого просвещенного путешественника. Отсюда Вольтер вел обширнейшую переписку. К числу его корреспондентов принадлежали прусский король Фридрих II, российская императрица Екатерина II, польский король Станислав Август Понятовский, шведский король Густав III, датский король Христиан VII. В свои 65 лет и далее он продолжал отправлять сотни писем, выпускать множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является «История Российской империи при Петре Великом» (1759-63). Написанная по заказу русского правительства, «История» прославляла царя-реформатора, резко порвавшего с варварством. Среди прочих плодов фернейского периода — философские повести «Кандид» (1759) и «Простодушный» (1767), «Трактат о веротерпимости» (1763), «Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа» (1756-69), «Карманный философский словарь» (1764), «Вопросы об «Энциклопедии» (1770-72).
Наибольшую известность на протяжении 1760-70-х гг. принесло Вольтеру его участие в защите доброго имени таких жертв религиозных и политических преследований, как Калас, Сирвен, шевалье де Ла Барр, граф де Лалли. Призыв Вольтера: «Раздавите гадину!», впервые прозвучавший в письме к д'Аламберу в октябре 1760, был направлен против всесильной католической церкви. Впрочем, не менее знаменита и другая его крылатая фраза, относящаяся к 1769: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Он отнюдь не призывал вовсе отказаться от религии — она по-прежнему должна была оставаться уздой для народа.
Возвращение в Париж. Смерть
Бюст работы Гудона
На склоне лет, когда Вольтеру исполнилось 83 года, он решил еще раз, может быть последний, повидать Париж. 10 февраля 1778 патриарх французского Просвещения прибыл в столицу Франции, где его ждала восторженная встреча. Он четырежды побывал на заседаниях Французской Академии, посмотрел постановку своей пьесы «Ирена» (1776) в «Комеди Франсез» и даже вступил в масонскую ложу Девяти Сестер. Спустя три месяца он скончался.
Даже смертью своей Вольтер нанес удар по католицизму. Деизм мыслителя был широко известен. Бог Вольтера, создавший Вселенную, но не имевший никакого отношения ни к чудесам, ни к таинствам, отличался от Бога правоверных католиков. Однако Вольтер не желал, чтобы его тело, тело еретика, выбросили на свалку, и формально исповедовался перед смертью. Парижский архиепископ Кристоф де Бомон счел сие недостаточным и отказал останкам Вольтера в христианском погребении. Они были тайно вывезены из Парижа и захоронены в Шампани. Такое обращение с гордостью Франции подрывало авторитет церкви и вызвало справедливое негодование. Вольтеру предстояло еще раз триумфально вернуться в Париж в 1791 и обрести покой в национальной усыпальнице выдающихся людей — Пантеоне.

 

 

Rambler's Top100