Ересь да ощера несогласно живут.
Лоскут на ворот, а кнут на спину (о раскольниках при Петре I).
Расползлись, как слепые щенята от матери (о раскольниках).
Что мужик, то вера; что баба, то устав (о раскольниках).
Что дом, то содом; что двор, то гомор; что улица, то блудница (о раскольниках).
Макушки стрижены, усики не тронуты (о раскольниках).
Он молится образу св. предтечи в шерсти (о раскольниках).
По старой вере, да по новой моде (о раскольниках).
Поп, да переделанный (или: исправленный, переправленный).
Во Ржеве и в горшке крестят (насмешка о раскольниках).
Образ божий не в бороде, а подобие не в усах.
Борода — трава, скосить можно.
Кто курит (или: нюхает) табачок, тот Христов мужичок.
В скитах, да в тех же суетах (о раскольниках).
У святых отцов не найдешь и концов.
Прости Христа ради за прошлое, да и напредки тож.
К вам старик во двор, а и где вы? — В часовне часы читаем.
Ой вы, матери-келейницы, сухопарые сидидомицы!
К вам молодчик во двор, а и где вы? — По кельям лежим.
Всяк крестится, не всяк молится.
Кто всуе бога призывает, всуе свой век проживает.
Черные ризы не спасут, а белые не погубят.
Аминь, аминь — а головой в овин (т. е. на распутство).
Это игумен вокруг гумен. Такой игумен, что ходит по гумнам.
И черт под старость в монахи пошел.
Не всяк монах, на ком клобук.
Пойду в монастырь, где много холостых.
Близко церкви, да далеко от бога.
Колокольный звон не молитва (а крик не беседа).
Не авраамься, не исаакся, не иаковься (т. е. не ханжи).
Не для Иисуса, а ради хлеба куса.
Не для хлеба куса, ради самого Иисуса.
Хоть долбилом, хоть кадилом, а хлеба (или: деньгу) добыть.
Иной по две обедни слушает, да по две души кушает.
Часто (или: густо) кадишь — святых зачадишь (или: задымишь).
Что больше народу в церкви, то он (ханжа) выше руку заносит.
Больно свято звонишь: чуть на небе не слышно.
Спереди — блажен муж, а сзади — вскую шаташася!
Спасается, а кусается. Богослов, да не однослов.
Есть деньги — так в свайку, нет денег так в схиму.
Со спаса дерет, да на Николу кладет.
Он и богу-то норовит угодить на чужой счет.
Церковь грабит, да колокольню кроет.
Шасть, на божью часть.
Не строй семь церквей, пристрой семь детей (т. е. сирот).
Пост приводит ко вратам рая, а милостыня отворяет их.
Нам не гоже, так вот тебе, боже!
Божница домашня, а совесть продажна.
Ох, мой бог, болит мой бок девятый год, не знаю, которое место!
Свят муж: только пеленой обтереть, да в рай пустить.
Борода апостольская, а усок дьявольский.
Лучше не понедельничать, да не бездельничать. Бес хлеба не ест, да не свят.
Смиренен духом, да горд брюхом.
Молока не хлебнет в пятницу, а молочнице и в великую субботу не спустит.
Ну, порося, обратись в рыбу карася (сказал монах).
Он не кот, молока не пьет, а от винца не прочь.
Искусство — половина святости. Уменье — половина спасенья.
Свят, свят, да не искусен (т. е. уличился в ханжестве).
Каков бог, такова ему и свеча.
Читает: “Да будет воля твоя!”, а думает: “Когда б то моя!”
Хоть бы та избушка сгорела, в которой я заговела!
Утаи, боже, так, чтобы и черт не узнал!
Добрый вор без молитвы не украдет.
Ладан на вороту (т. е. в ладанке), а черт на шее.
Великий учитель! Пролог наизусть.
Колокол в церковь сзывает, а сам в церкви не бывает.
Украв часовник (часослов), да: “Услыши, господи, молитву (правду) мою!”
Господи, прости, в чужу клеть пусти; пособи нагрести да и вынести!
Помилуй, господи! а за поясом кистень.
Пошла бы в монастырь, да много холостых (т. е. жаль их).
Мы, кого обидим, того зла не помним.
Волк в овечьей шубе (или: шкуре). Волк в овчине.
Волк и в овечьей шкуре не укроется. Знать волка и в овечьей шубе (шкуре).
|