По старине ходит. Жить по старой вере.
Веруем в веру, юже предаша нам отцы наши.
Как родители жили, так и нас благословили.
Не та вера правее, которая мучит, а та, которую мучат.
Есть ли кому аминь отдать (т. е. дома ль хозяин)?
Прости Христа ради и благослови (привет келейницам).
Чтоб быть богатым, надо не доплачивать по ряду хоть копейку.
Почитать землю за круг или шар — грешно; так думали фарисеи.
Кто постится на первый день пасхи, может не поститься весь великий пост.
Себя хлыщу — Христа ищу (хлыстовщина).
Себя скоплю, себе рай куплю (скопцы).
Огненное крещение (т. е. скопление) — искупление.
Ключи ада, ключи бездны (скопцы о детородн. част.).
Веселится весь собор, катится к нам сокол (т. е. дух святой) (скопцы).
Тридцать рублей злата, оставайся место свято (о Иуде) (скопцы).
Уж кто у нас на реку Шат пойдет, тот, други, зашатается (идти на Шат — отшатнуться) (скопцы).
Кто в пяток на первой неделе великого поста постится, не умрет напрасною смертию.
Кто в пяток перед благовещением постится, от напрасного убийства сохранится.
Кто в пяток перед сошествием св. духа постится, от острого меча сохранен будет.
Кто в пяток на страстной постится, от неприятеля сохранен будет.
Кто в пяток перед вознесением постится, от потопления в воде сохранится.
Кто в пяток перед рождеством предтечи постится, от всякого недостатка и скудости сохранится.
Кто в пяток перед Ильиным днем постится, вечныя муки избавлен будет.
Кто перед успением пресвятой богородицы постится, от покушения лукавого и трясавицы сохранится.
Кто перед днем св. Космы и Дамиана постится, от смертного греха избавлен будет.
Кто перед днем архистратига Михаила постится, того имя написано будет на престоле.
Кто перед рождеством Христовым постится, узрит пред смертию пресвятую богородицу.
Кто перед богоявлением господним постится, того имя напишется в животной книге.
Умереть на печи — все равно, что с перепою.
Грешно дать умереть младенцу в люльке: все одно, что на виселице.
Стоя на молитве, ног не расставлять: бес проскочит.
Покойника должно класть ногами к иконам.
В валенках молиться грешно.
Во время стоянься (т. е. молитвы) пояс спускать ниже пупа.
У нас свой бог, у никониян свой (или: иной).
Как положат на Рогоже (Рогожское кладбище в Москве), так быть в Городце (Нижегородской губернии); а как на Городце, так и на всем крещеном миру.
Иуда брал соль щепотью; поэтому щепотью креститься грех.
Креститься поперек пояса грешно (т. е. ниже, через пояс).
Яко же благословляется, тако и крестится.
Церковь не в бревнах, а в ребрах (духоборцы).
Кто бога боится, тот в церковь не ходит.
Поклоняйся Христу не мазаному, не писаному, а Христу животворному (духоборцы).
Не согрешив, не умолишь. Не согреша, не помолишься.
Не греша, не спокаешься; не спокаявшись, не помолишься; не молясь, не спасешься.
Большой грех прощается скорее малого, потому что человек покается.
Без борцы нет венца (духоборцы).
Женатые грешат, да не каятся; а мы грешим, да каемся.
Девице позволено согрешать, иначе ей бы не в чем было каяться.
Родившая девка должна покрывать голову — покрыть грех.
Лучше семерых родить, чем замуж ходить (феодосеевщина).
Для явности. Ради страха иудейского (т. е. для вида).
Образ божий в бороде, а подобие в усах.
Без бороды и в рай не пустят.
Брить бороду — портить образ Христов.
Режь наши головы, не тронь наши бороды.
Песни и пляска от сатаны.
Чай проклят на трех соборах, а кофе на семи.
Чай, кофе, картофель, табак прокляты на семи вселенских соборах.
Пагуба душевная и телесная: чай, кофе, табак.
Картошка проклята, чай двою проклят, табак да кофе трою.
Разводить и продавать картофель можно, но есть грешно.
Не сытно проклятое былие, еже по-еллински обилие (т. е. картофель).
Кто кофе пьет, того бог (или: гром) убьет.
Кто пьет чай, тот спасения не чай.
Кто пьет чай, отчаявается от бога; кто пьет кофе — налагает ков на Христа.
Китайская стрела в Россию вошла, в христианские сердца — сгубила всех до конца.
Корень горести высь прозябает (табак).
Кто табак пьет (т. е. нюхает) да курит — святого духа из себя турит.
Кто нюхает табаки, тот брат собаке.
Кто нюхает (или: курит) табак, тот хуже собак.
Дар божий грех колоть (об употреблении вилок).
Сколько яств, столько и ножей (некоторые раскольнические толки).
Прививная оспа — антиева печать.
На том свете каждая щедринка (от оспы) обратится в жемчужину.
Клеймо на мере и весах — печать антихристова.
Перепись народная делается для взимания антихристом дани с живых и мертвых.
Грешно об одной оглобле (т. е. дышле) ездить.
У антихриста дышловая колесница.
С табачником, щепотником, бритоусцем не молись, не дружись, не бранись.
|