ОБ
АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ
Н.
Курчев – отрывок из книги
«От костра к
микрофону» (с.10-12)1/
Простой
человек не может не петь и не сочинить хотя бы
простейших стишков-складушек, даже если у него
нет голоса, музыкального слуха и элементарного
представления о правилах стихосложения. Это
является его естественной потребностью. Ведь
бывают же в жизни человека — и довольно часто —
моменты, ситуации, настроения, когда хочется
петь или хотя бы послушать хорошую песню,
которая соответствовала бы его душевному
состоянию, послушать стихи или самому сочинить
на ходу какую-нибудь подходящую к случаю
рифмованную прибаутку.
Когда же это у нас
чаще всего бывает? Большей частью, когда мы не
одни, а с товарищами проводим где-то свободное
время. Представьте себе, например, что вы со
своими друзьями отправились в интересный поход,
что вы молоды, и ваша энергия буквально плещет
через край. Ну как тут не запеть в поезде,
например, или у костра после трудного походного
дня, когда сама обстановка способствует
"излиянию чувств" через песню или стихи! И
вообще, всюду, где собирается молодежь — и не
только молодежь, — как правило, звучат песни,
реже — стихи: будь то поход, туристский или
альпинистский лагерь, спортивные сборы,
демонстрация, вечеринка и т. д.
Во всех этих случаях
важно только одно: песня должна соответствовать
душевному складу и состоянию, настроению, должна
быть созвучна внутреннему миру и переживаниям
поющих, близка им по содержанию. К сожалению, не
всегда имеющийся профессиональный песенный
репертуар соответствует этому требованию.
Особенно мало у нас шуточных и глубоко
лирических, искренних песен, в которых ощущается
большая потребность, особенно у молодежи. И
тогда в ход идут порой совершенно немыслимые,
подчас слезливые, иногда просто низкопробные,
полублатные, или, как их некоторые называют,
"маловысокохудожественные" песни. "Ну что ж, —
скажут некоторые не очень требовательные
исполнители, — зато в них есть шутка, какая-то
лирика, острота тематики и элементы романтики,
наконец!". И появляются так называемые
"вагонные" песни, выкопанные неизвестно откуда —
иногда времен НЭПа или более древнего
происхождения.
К сожалению, наши
композиторы-песенники долгое время увлекались
песнями, прямо скажем, высокопарного характера,
и редкие лирические или шуточные песни,
появлявшиеся в те времена на пластинках или в
кино, становились моментально модными, их
распевали все. В чем же тогда мы, простые
смертные, искали выход из создавшегося
положения? Многие шли по пути подбора новых слов
на мелодии широко известных популярных песен.
Это, оказывается, не так уж трудно — подобрать и
срифмовать несколько строчек с расчетом, чтобы
они подошли к мелодии. Практически это может
сделать любой грамотный человек. Конечно, другое
дело — удастся ли ему вложить в эти строчки
глубокий смысл и поэтические образы. Тут уж
нужен некоторый талант.
И вот появляется
масса песен-переделок (перетекстовок), чаще
всего, невысокого качества. Их некоторое время
поют, ибо они, несмотря на свою доморощенность,
часто выражают именно то, чем живет сейчас автор
и его друзья и слушатели. Неважное качество
стихов и избитая мелодия, большей частью не
соответствующая содержанию стихов, приводили к
тому, что эти песни жили недолго.
Неудовлетворенные
таким ходом дела, некоторые молодые талантливые
певцы из молодежи стали писать сами песни уже
полностью — то есть и стихи, и музыку. Это
явилось началом интереснейшего в нашей
культурной жизни явления — появления так
называемых самодеятельных авторов или, как их
некоторые называют, "бардов" или, еще хлестче, —
"менестрелей", хотя, по сути дела, ни одно из
этих названий не является подходящим. Дело в
том, что в данном случае один и тот же человек
является автором стихов, автором музыки, сам
поет и сам себе аккомпанирует — обычно на
гитаре. Это дает огромный эффект: слияние
четырех творческих лиц в одном дает возможность
наиболее полно выразить — в стихах, в музыке, в
интонациях исполнения и аккомпанемента — все то,
что он хотел передать своим слушателям. Такой
удачный синтез практически никогда не
достигается в профессиональной песне, где
замысел автора-поэта неизбежно в какой-то мере
искажается — независимо от их воли — в
дальнейшем композитором, затем — исполнителем и
даже аккомпаниатором.
Огромную популярность
самодеятельные (или авторские) песни получили
еще и потому, что авторы их — выходцы из той же
среды, которая остро нуждается в песнях,
отражающих ее внутренний мир: это студенты,
инженеры, медики, педагоги, рабочие, научные
работники и т. д.
Как, в какой обстановке сочинялись такие песни?
Есть,
например, сведения о том, как сочинялись
песни-перетекстовки альпинистами 30-х годов. В
1933 году ленинградские
альпинисты начали ездить в район Домбая на Северном
Кавказе. В этом районе альпинисты ЛИИ
(Ленинградского индустриального института, позже
он стал называться
Ленинградским политехническим институтом
имени М.И. Калинина, а сейчас — Политехническим
университетом),
организовали палаточный лагерь "Поляна
ЛИИ", а другие альпинисты — лагерь "Алибек" ДСО
"Наука", в
котором также отдыхали и ходили в горы наши ученые
и академики. Здесь-то и начали сочинять песни-перетекстовки.
Так, член экспедиции АН СССР, женщина
по фамилии
Пайерлс, окончившая Ленинградский Государственный
университет и приехавшая в лагерь вместе с
учеными, сочинила песню "Пленяет взор пейзаж
гористый..."
на мелодию популярной в то время песенки "Алаверды"
о том, как ходили на вершины известные ученые
С.А.
Янчевский,
Е.А. Белецкий,
Б.Н. Делоне, А.И. Иоффе.
Песенку "Сияет, играет..." сочинил альпинист ЛИИ
Иван Песчанский. Был сочинен ряд других
песен — чаще
шуточного
характера на местные темы.
А на "Поляне ЛИИ"
Лев Аронович Сена — преподаватель ЛИИ
— сочинил в 1937 году, среди многих других
песен, известную "Холодную ночевку". Как это
происходило, Лев Аронович рассказал в интервью,
взятом у него Н. Курчевым 24 января 1969 года.
Здесь приводится часть этой беседы.
"...Надо сказать, что наши песни, в общем, были
в то время (в
1936 году) довольно популярны. В Домбае было
несколько
лагерей, мы ходили друг к другу в гости, и я бы
сказал, что наш лагерь ЛИИ, как он тогда
назывался, среди
других
лагерей был известен тем, что к другим на костер
мы приходили со своими песнями. И вот
наступил 1937 год,
в лагере у
нас были две смены. Первая смена приехала довольно
рано — это были гидротехники, которые по условиям
их практики должны были находиться здесь
пораньше. Поэтому они частично накладывались и
на вторую смену. И вот, когда мы приехали
на вторую смену, то были неприятно удивлены тем,
что репертуар-то был совсем не альпинистским.
Пелись песни всякие — начиная от всевозможных
жалостных романсов и заканчивая блатными. И особенно
популярной — невероятно популярной! — была одна
блатная
песня, которая начиналась словами:
Сижу и целый день страдаю,
В
окно железное гляжу...
С ней боролись всеми методами — от уговоров и
прямо чуть ли не до административных мер. Помню,
как-то я поднимался по "ишакстриту", который вел
к нашему лагерю. Посреди лагеря у нас, недалеко
от того места, где костер разводился, был
большой валун. Я увидел: сидит там девушка в
тренировочном костюме — такая милая, что
называется "тургеневская" девушка, и поет эту
самую блатную песенку.
Погода немножко хмурилась. Я сидел в палатке
Михаила Мартыновича
Отживольского, и он тогда говорит: "Знаете, Лев
Аронович, с этой песней можно справиться
единственным способом: написать на этот же мотив
другие слова, например, про холодную ночевку!".
Одним
словом, я получил "социальный заказ"! Дня через
два после этого я был в гостях у своих
друзей в лагере "Алибек".
Возвращаться вечером я не мог из-за ужаснейшей
погоды.
И вот утром, после ливневого дождя, я
возвращался (дождь все еще продолжался),
и по дороге сочинил эту самую
"Холодную ночевку". Она еще не совсем была готова
— мы с товарищами ее подредактировали:
Сижу и целу ночь скучаю,
Темно вокруг и грустно мне,
А струйки мутные так медленно стекают
За воротник
— кап-кап
— и по спине.
Зачем оставил я штормовку,
Палатку Здарского не взял ?
Попал я, бедненький, в холодную ночевку,
И холод косточки мои сковал.
Теперь, укрывшись по палаткам,
Весь лагерь спит в сухих мешках,
Я ж на уступчике сижу довольно шатком,
Терплю холодный бивуак.
Моим страданьям нет предела,
Терпеть уж больше мочи нет..
Ва-ва, ва-вавва-ва, Ва-вавва, вавва,
вав-ва-ва...
Скорей бы наступил рассвет!
Передо мной Белалакая
Стоит в туманной вышине,
А струйки мутные так медленно стекают
За воротник
— кап-кап
— и по спине...
Вечером собрались у
костра, и тут кто-то опять запел эту блатную
песню. Я тогда говорю: "Знаете, товарищи,
подождите, я сейчас спою другую песню!".
Признаюсь, я сам такого результата не ожидал!
Потому что, как только спел, сразу все
разбежались по палаткам за карандашами и
бумагой, песня была тут же переписана, тут же
раз десять, наверно, исполнена, и, могу сказать,
что через неделю ее пел и весь Кавказ, пожалуй!
Я очень удивлен был тогда, как она в точку
попала!
Курчев:
— Тем более что
мотив был известен, а тут как раз про вас же,
альпинистов, поют!
Сена:
— Да! Причем, надо
сказать, что каждому альпинисту приходилось если
не настоящую холодную ночевку пережить, то, во
всяком случае, где-то помокнуть, позябнуть
приходилось, — это уж обязательно! Песня
достаточно хорошо известна, и сейчас трудно
найти альпиниста, который бы не знал ее;
пожалуй, она больше всех остальных действительно
выдержала срок. И надо сказать, что она сыграла
полезную роль: эту самую блатную песню буквально
сразу забыли совершенно, так что все, наверно,
переключились снова на альпинистскую тематику и
с таким, естественно, налетом юмора...".
В большом интервью,
отрывок из которого приведен выше, кратко
рассказывается об истории создания еще 13
альпинистских песен, написанных в то время…
1/
ОТ КОСТРА К
МИКРОФОНУ.
Из истории самодеятельной песни в
Ленинграде. СПб.: " РЕСПЕКС" , 1996.,
528 с. Составители А. и М. Левитаны.
|