«Счастливый»
случай
Как часть
повествования о своей жизни и учебе расскажу о трех
«счастливых» случаях, которые, как мне представляется,
существенным образом повлияли на последующую жизнь, может
даже и на судьбу, т.е. оказались «судьбоносными».
Война на
первом ее этапе в 1941 году для нашей страны оказалась
крайне неблагоприятной. Уже в сентябре или октябре (точно не
помню) солнечным утром парням из 10 класса, беседовавшими и
гревшимся на солнышке в ожидании начала уроков на крыльце
школы, незаметно подошел какой-то человек и объявил:
«Немедленно идти домой, переодеться и в 10 часов быть на
пристани для посадки на пароход». Их призывают в Армию. И
больше мы их не только не увидели, но ничего о них и не
услышали, как в воду канули. У нас в поселке Шальском,
расположенном на восточном берегу Онежского озера при
впадении р. Водлы, из местного мужского населения старше 45
лет, не призванных в армию, сформировали истребительный
батальон, а из парней – преимущественно 1923-1924 года
рождения – создали партизанский отряд. К декабрю финны
захватили уже все Заонежье. Финские самолеты летали над
поселком безнаказанно. Однако Онежское озеро еще не
замерзло. Третьего декабря 1941 года школу закрыли. Отец с
братом (1924 года рождения) сказали, чтобы мы с мамой
немедленно уходили в деревню Рубцово, расположенную в
Вытегорском районе Вологодской области, к маминой сестре –
тете Саше. Мама сначала не соглашалась. Это на юг по
восточному берегу Онежского озера. Но отец убедил, говоря:
оставаясь, будете только мешать нам. Ведь просто мы не
уйдем. Будет бой! У мамы аргументов больше не осталось. В
конечном итоге мы «убежали» (тогда так принято было
говорить, не ушли, а «убежали») в деревню Рубцово. Отряд
финских егерей – лыжников (80 человек) пришел в марте 1942
года. Однако агентура, находившаяся на захваченной финнами
территории, сообщила об этом в Шалу своевременно. Пришедший
отряд финских егерей встретили «с почестью» и разгромили
полностью. В плен не брали, Мало, кому удалось спастись
бегством. У партизан потери невелики.
Мы с мамой
вернулись. Школу открыли. Мои друзья-одноклассники
продолжили учебу. Правда, они учились только до 3 мая. Я
пошел работать на лыжную фабрику. Стало очень голодно. Все
бросили учебу. После майских праздников пошли работать,
поскольку работающим выдавали в день по
400 грамм
хлеба. В конце лета узнали, что Илья – мой брат – погиб 20
августа в летнем походе. Мы с отцом пришли домой на обед.
Отец пришел и, как мне показалось, выглядел грустным. Помыл
руки, как обычно из рукомойника. Прошел к столу и сел на
свое место. Мне показалось, что будто он чем-то расстроен. Я
тоже сидел на своем месте. Мать достала из печи
приготовленный обед и стала черпать щи. Отец, вдруг не
обращаясь ни к кому, произнес: «Ильку убили. Какой-то
незнакомый парень - партизан сказал». Мать заплакала,
уткнувшись в чугун со щами, стоявший на ошестке печи. У меня
тоже потекли слезы. Мать, всплакнув, оправилась и сказала:
«Ой, ведь мне надо кормить вас обедом» принесла миску со
щами и поставила на стол. Молча пообедали и разошлись мы с
отцом на работу. Мать осталась дома. Больше разговоров на
эту тему не было. Только летом 1945 года во время моего
приезда из Москвы на каникулы, вспоминая сыновей (Сашу и
Илью) при мне «всплакивала» и беспокоилась о том, как
приняли смерть – пулей и сразу убиты или были
ранены и намучились, прежде чем умереть.
Я
продолжал работать, о продолжении учебе и мысли не было.
Но, в
первых числах октября (учебный год начинался в октябре, надо
было убирать картошку), возвращаясь с работы, встретил
своего одноклассника и друга Колю Иванихина. Давно не
встречались. Он чему-то рад. Оказалось, они учатся в 9-ом
классе. Коля сказал: «В школе новый директор Петр
Владимирович Шумков перевел их в 9-ый класс, хотя они
учились только до 3-его мая и испытаний (экзаменов) не
сдавали». Директор сказал: «Вы в 8-ом классе учились, по
сути, и только не сдавали испытаний (экзаменов) – война. А
поэтому перевожу вас всех в 9-ый». Коля сразу мне
посоветовал: «Директор новый никого не знает. Ты иди к нему
и скажи, что тоже учился в 8-ом до 3 мая». Мне вдруг очень
захотелось учиться в школе. Согласился сразу. Не теряя
времени развернулся, пошел к дяде Саше – учебному мастеру на
лыжной фабрике. Сказал ему, что завтра на работу не выйду.
Если примут в 9-ый класс, то буду учиться в школе. Дядя Саша
сказал: «Ну, и правильно. Ступай учиться».
На
следующий день утром в школе захожу в учительскую, и вижу,
кроме директора, и Клавдию Михайловну Кораблеву – очень
строгую и принципиальную учительницу. А говорить неправду
при ней – это выше моих сил. Но, все же слукавил, сказал,
что учился в 8-ом классе, а хочу в 9-ый. Он небрежно
взглянул на меня и четко ответил: «Нет! Иди в 8-ой!». Я
ответил тоже решительно: «В 8-ой – не пойду!». Разговор
окончен! Развернулся и пошел к двери. И вдруг слышу голос
Клавдии Михайловны: «А я бы этого парня взяла в 9-ый!». Не
успел открыть дверь, как услышал: «Ладно! Иди в 9-ый с
месячным испытательным сроком». Вот он счастливый случай! Не
встреть Коли Иванихина, не будь Клавдии Михайловны в
учительской, и на этом бы моя учеба завершилась. И вся
последующая жизнь пошла бы по другому сценарию. Радостный
вошел в 9-ый класс! Приятно видеть знакомые лица друзей.
Первым
учителем пришел Петр Владимирович – историк. На следующем
уроке он вызвал меня отвечать. После ответа сказал:
«Испытательный срок закончен». Я стал девятиклассником.
Думаю – это первый счастливый случай, который
определил все остальное!
1944 год.
Выпускников 10 классов Карело-финской республики в конце
июня собрали в Беломорске на выпускной вечер, на котором
только 4 парня (выпускники Шальской средней школы),
остальные девчата. Всех девчат агитируют для поступления в
Карело-финский государственный университет. Нам - парням не
оказывают внимания. Знают, в ноябре нас призовут в армию.
Наш 1927 год призывной. Возвращаемся после выпускного вечера
из Беломорска домой, и сразу уезжаем на сборы призывников. В
конце их подходит к нам командир сборов лейтенант Калия и
спрашивает: «Ребята! Вы, действительно закончили
десятилетку?». Отвечаем: «Да! Действительно»! Он продолжает:
«На войне погибло много инженеров, врачей, учителей! Людей с
высшим образованием. Государство нуждается в людях с высшим
образованием. Вам надо идти учиться в институты. Войну
закончим без вас! Рокоссовский громит немцев в Белоруссии. У
нас тоже с финнами можно сказать покончено!». Я почему-то
среагировал мгновенно, что буду поступать. Коля Рямзин –
тоже. А Иван Стовбчатый: «Нет! Я должен отомстить за брата,
погибшего в Сталинграде!».
Вернувшись, домой со сборов призывников, увидел газету
«Комсомольская Правда», на последней странице объявление:
«Куда пойти учиться?». Понравились специальности Московского
высшего технического училища «Радиолокация», «Двигатели
внутреннего сгорания». Пошел к директору школы Андрею
Андреевичу Александрову. Сказал ему, что хочу поступать в
институт, а поэтому необходим аттестат об окончании средней
школы. Поинтересовался, в какой институт решил? Ответил в
МВТУ им. Н.Э. Баумана. Он похвалил мой выбор и сказал, что
это лучшее высшее учебное заведение страны, хотя и называют
его техническим училищем.
Это – второй счастливый случай
– совет лейтенанта Калии (к сожалению, инициалов не
запомнил) командира сбора призывников! Он определил
поступление в ВУЗ, а не призыв в армию.
С детства
нравилась физкультура. Даже в дошкольные годы по утрам делал
утреннюю зарядку, транслируемую по радио, после умывался до
пояса. Продолжил выполнение упражнений во время утренней
зарядки в студенческие годы, живя в общежитии. Уже на первом
семестре обучения записался в горнолыжную секцию. Однако,
тренировки проходили на Воробьевых (тогда называли
Ленинских) горах и через непродолжительное время пришлось
отказался от их посещения. Горнолыжниками преимущественно
были альпинисты или склонные к альпинизму. Проводил
тренировки мастер спорта Миклашевский Виктор Васильевич –
студент первого курса. Он много рассказывал о горах, в
частности, Западного Кавказа. Упоминал названия гор, ущелий
и селений, которые я видел на открытках в альбомах моего
старшего брата, погибшего в 1942 году в Севастополе, который
после окончания автодорожного техникума в 1936 году
путешествовал от Баталпашинска до Сухуми через Теберду и
Клухорский перевал. Во втором семестре уже понял, что стал
студентом и имел возможности посещать тренировки в
спортивных секциях: лыжной, гимнастики, лёгкой атлетики,
бокса и альпинистской. Участвовал в соревнованиях. Занимал
достойные места. А весной 1945 года Аркадий Георгиевич
Чернышев – заведующий кафедрой физической подготовки стал
проводить утренние зарядки по понедельникам, средам и
пятницам от 7:00 до 8:20. Я – один из тех, кто не пропустил
ни одного занятия.
На втором
курсе, как заведено, регулярно посещал утренние
зарядки-тренировки, проводимые Аркадием Георгиевичем. Ездил
в Царицыно на тренировки секции альпинизма, лазал по стенам
недостроенных дворцов. Но мысли, с кем-то вести переговоры о
возможности поехать в альпинистский лагерь, не было. Зимнюю
сессию сдал досрочно. Борис Резонтов – член Профкома, живший
с нами в одной комнате, сказал, что есть путевка в дом
отдыха, расположенный в Теберде. Вспомнился старший брат,
уже прошло 5 лет после его гибели и 10-ый год – пребывания в
Теберде. Сосчитал все свои финансы. Решил, что их
достаточно, чтобы посмотреть те места, которые известны по
фотографиям и открыткам с детства. Захотелось и в
альпинистский лагерь, но понимал – это не для всех. Время
идет своим чередом, наступила весна и лето. После
предпоследнего экзамена утром еду в училище, чтобы начать
подготовку к последнему экзамену. В проходной меня по плечу
кто-то ударил. Оборачиваюсь, Борис Дубинин
– аспирант, легкоатлет, бегающий сотку:
«Пойдем в скверик к фонтанчику, надо поговорить».
Идем к фонтанчику, садимся на скамеечку. Он рассказывает:
«Вчера на заседании бюро альпинистской секции обсуждали
кандидатов для направления в альпинистский лагерь. Я
предложил тебя. Ты согласен?». Отвечаю: «Конечно!». Он:
«Надо сегодня ехать вместе с А. Чернобровкиным, О. Моляковым
и Л. Калишевским». Отвечаю: «У меня не сдан еще один
экзамен». Он парирует: «Так надо пойти и сдать!». Иду в
читалку в течение пары часов просматриваю конспект лекций.
Нахожу экзаменатора доцета Ю.Н. Ляндона. Прошу принять
экзамен по дисциплине «Допуски и технические измерения». Он
выдает экзаменационный билет. Сажусь, готовиться. Правда,
ответ не блестящий, с одним вопросом получилось затруднение,
но оценка «Удовлетворительно». В 19:30 сижу в вагоне поезда,
еду в а/л на Кавказ.
Дубинин. 1975 год, фото
Г. Андреева
4 смены
пробыл в альпинистском лагере. Выполнил нормы 3-его разряда,
работал стажером инструктора. Зимой прошел экзамены на
присвоение звания младшего инструктора альпинизма.
Это – третий счастливый случай
– встреча с Борисом Дубининым в проходной – определил путь в
альпинизм.
Интересно
бы знать на сколько счастливые случаи способствовали
последующей деятельности.
Не будь
первого, не получил бы высшего образования?
Не будь
второго, а первый бы был. Стал бы, как Иван Стовбчатый,
офицером?
Не будь
третьего, а первый и второй были – увлекся бы только
работой, как Вадим Николаенко? Мне работа всегда нравилась.
Ваше
мнение? Мне почему-то смешно!?
|