Мастер спорта СССР по горному туризму,
1 разряд по альпинизму
Посвящается столетнему юбилею первого покорения
самого северного шеститысячника Земли - Мак
Кинли
знаменитым полярником, врачом Фредериком
Альбертом Куком
|
|
Альберт Кук |
Эдмунд
Хиллари |
Что роднит горовосходителей – высотников с
полярниками? Неужели только льды и снега, морозы
и метели?
Только ли случайность, что Эдмунд Хиллари,
первый человек, покоривший Эверест (в 1953),
через несколько лет принял участие в
трансантарктической экспедиции стран Британского
содружества 1957-1958 годов. Экспедиция двумя
отрядами с двух сторон Антарктиды пробивалась к
Южному полюсу на специальных тракторах -
вездеходах, и Хиллари, возглавлявший маршрут от
моря Росса до Южного полюса, устроил
многомесячную марафонскую гонку и на две недели
опередил отряд руководителя экспедиции Вивиана
Фукса, шедшего от моря Уэдделла.
А случайно ли знаменитый полярник
Отто Юльевич Шмидт – академик и Герой
Советского Союза - начинал свою карьеру в
Советско-германской Памирской экспедиции (1928),
впервые исследовавшей самый труднодоступный
район Памира в окрестностях пика Коммунизма в
конце двадцатых годов прошлого века и
установившей его настоящее место на карте и на
местности?
|
|
Вивиан Фукс |
Отто Юльевич Шмидт |
Почему известный японский альпинист Наоми
Уэмура, первый человек, покоривший высочайшие
вершины всех континентов, в 1978 году сменил
амплуа и пересек Ледовитый океан через Северный
полюс в одиночку с собаками? Потом он опять
вернулся в горы и в 1984 году вновь пошел на
Мак-Кинли, самую большую гору Северной Америки,
правда, на этот раз зимой и в одиночку. Он
впервые на нашей планете совершил такой подвиг,
но ему не повезло на этот раз. Он погиб при
спуске во время метели.
Видимо главное, что роднит горовосходителей с
полярниками - это стремление к познанию
неизвестного, к проверке предела физических
возможностей и моральных сил человека. Ну и,
конечно на все это накладывается стремление к
самоутверждению личности, борьба за престиж, как
конкретных людей, так и целых государств.
В то же время есть, конечно, и отличия. Полярник
отличается от альпиниста примерно так, как
марафонец от спринтера. Альпинист при
восхождении выкладывается за неделю, а полярные
экспедиции длятся иногда по нескольку лет.
Мне в своей жизни посчастливилось быть знакомым
с классными спортсменами – любителями лыжных
полярных путешествий: с братьями Сергеем и
Дмитрием Клюбакиными, с Рудольфом Никаноровым, с
Владимиром Рудаковым, с Галиной Гороховой и
другими их товарищами. Мне кажется, что все они
имели некоторые общие черты характера:
спокойствие, невозмутимость в самых острых
ситуациях, умение ждать и умение догонять.
Одно из двух: или Арктика тянет к себе людей
особого склада, или она сама формирует
определенный тип человека. Дело в том, что в
Арктике нет условий для эффектных восхождений на
горные вершины. Главное там - сама проблема
выживания. Для того чтобы выжить в Арктике,
необходимо обладать выносливостью и терпением,
способностью выполнять тяжелую работу длительное
время, умением сохранять жизненные силы и
ясность сознания, когда стихия пытается убить в
тебе все живое.
Я хочу рассказать о полярных исследователях и их
делах, чтобы каждый сам мог увидеть сходство и
отличия ситуаций и людей с покорителями
высочайших вершин планеты.
Русские полярники раньше других начали
исследовать и осваивать районы у северных границ
Сибири. Братья Дмитрий Яковлевич и Харитон
Прокофьевич Лаптевы в 1736-1742 гг. исследовали
прибрежные районы Ледовитого океана к западу и к
востоку от устья реки Лены и открыли море,
названное их именем, а Семен Иванович Челюскин,
участвовавший поначалу в их экспедиции, в
1740-1742 гг. самостоятельно исследовал
полуостров Таймыр, облазал таймырские горы
Бырранга, и добрался до самой северной точки
материка - мыса его имени.
В
XIX
веке на передний план среди полярников выходят
моряки. Отважные мореплаватели начинают
совершать дальние морские походы и открывать
новые, неизвестные ранее земли и острова. Одними
из первых здесь были русские мореплаватели Фадей
Фадеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович
Лазарев. В 1820 г. на шлюпах Восток и Мирный они
открыли Антарктиду и обошли ее по периметру. Не
многим удавалось сделать это и в более поздние
времена за короткое полярное лето. И пусть
Антарктида не стала от этого русской провинцией,
но два моря, названные их именами, и две
антарктические базы России со знакомыми до боли
названиями, Восток и Мирный, хранят память об их
подвиге.
В 1873 г. австрийские путешественники Юлиус
Пайпер и Карл Вейпрехт после почти годового
плавания во льдах Арктики открыли Землю Франца
Иосифа. Это случилось в августе. Рассеялся туман
и перед изумленным взором экипажа «Тегетгофа» во
всем блеске развернулась панорама горной страны,
сверкающей ледниками. Первооткрыватели назвали
открытую землю именем австрийского императора
(ЗФИ). Сейчас такой успех австрийцев кажется
почти невозможным, потому что Австрия не имеет
даже выхода к морю, а тогда она боролась с
Пруссией за контроль над всей германской
территорией, и была, можно сказать, великой
морской державой.
В течение десятков лет отважные исследователи
разных национальностей пробивались к ЗФИ сквозь
льды, исследовали острова, наносили на карту
проливы, называя их именами королей, принцев и
меценатов. Земля Александры, Земля Георга,
проливы Вандербильдта, Моргана...
Зачем рвались они в эту страну, где человек не
может жить без помощи с большой земли? Думаю,
что большую роль в этом играла близость
Северного полюса. На макушку земли людей всегда
тянуло, как магнитом. И использовать ЗФИ как
трамплин для покорения Северного полюса - вполне
естественно и логично. И все же путешествие на
ЗФИ можно отнести к близким маршрутам для
европейцев. Из Европы они шли, подгоняемые
теплым Североатлантическим течением,
ответвляющимся от Гольфстрима. Это течение
раздваивается и омывает с двух сторон остров
Шпицберген, обжитый с незапамятных времен и
известный в древней Руси под названием Грумант.
Здесь суда могут остановиться по своим нуждам,
прежде чем идти дальше на восток к ЗФИ.
Климат на ЗФИ суровее, чем на Шпицбергене, так
как теплое течение остается южнее, в Баренцевом
море, но все же лето здесь бывает, и при том -
каждый год, когда льды отступают к северу. Надо
сказать, что Североатлантическое течение,
постепенно остывая, доходит до восточной границы
Баренцева моря - Новой земли, а затем отражается
от острова и идет к югу в Белое море, доходя в
нем до Соловецких островов. Отсюда и секрет
знаменитого микроклимата этих островов, на
которых монахи выращивают даже арбузы.
В области, расположенные восточнее Баренцева
моря, а также в северо-западную часть
Атлантического океана – к Гренландии, полярные
исследователи ходили значительно реже. В 1878 г.
пересечь Гренландию пытался датчанин Йенсен, в
1883 – швед Норденшельд, а в 1886г. американец
Роберт Пири попытался добраться от западного
берега до пика Петермана на противоположной
стороне острова. Но все эти попытки окончились
неудачно. Отличились здесь норвежцы. Легендарный
Фритьоф Нансен в 1888 г. первым пересек
Гренландию на лыжах и опроверг легенду о том,
что льды только окаймляют остров, а внутри его
лежит теплая земля с лесом. Надо отметить, что в
то время еще никто точно не знал, что Гренландия
– это остров, но Нансен не стал исследовать этот
вопрос, а в 1893-1896 гг. совершил трех годичную
экспедицию на своей знаменитой шхуне Фрам из
Норвегии в Карское море.
|
|
Наоми Уэмура |
Фритьоф Нансен |
«К холоду невозможно привыкнуть, но можно
научиться его переносить» - вот главный вывод
его экспериментов в Арктике. К концу века он
немного отошел от активной арктической практики,
занялся общественной деятельностью и политикой.
Он, например, помогал спасать от голода
советских людей в годы гражданской войны, и был
удостоен Нобелевской премии мира.
После Нансена американец Роберт Пири дважды в
1892 и 1893 гг. пересек Гренландию, а перед этим
в 1891 г. – пытался обойти вокруг острова на
судне с экспедицией в 30 человек. Ему не повезло
тогда. Огромный кусок льда заклинил руль судна,
тяжелый железный румпель резко развернуло. Удар
пришелся по ногам и переломал Пири обе кости над
лодыжкой. Его вылечил врач экспедиции Фредерик
Кук, который одновременно занимался
этнографическими исследованиями эскимосов
Гренландии. После экспедиции Кук написал статью
об эскимосах и, в соответствии с принятыми
правилами, попросил у Пири разрешение на ее
публикацию. Пири отказал и заложил начало
скрытого конфликта.
Ф. Кук тут же вышел из команды Пири, но не
утратил интереса к высоким широтам. В 1897-1899
гг. он отправился в южные высокие широты в
составе Бельгийской экспедиции, где штурманом
был молодой норвежец Руал Амундсен. Судно
накрепко зажало льдами и увлекло в дрейф на
тринадцать месяцев. Это была первая в истории
зимовка в Антарктике, и экспедиция была не
готова к ней.
Все участники во главе с начальником, кроме Кука
и Амундсена, впали в депрессию, отказались
охотиться, есть пингвинов и тюленей, в
результате чего заболели цингой. Двое сошли с
ума, один из них вскоре умер. Начальник
экспедиции и капитан болели так тяжело, что
слегли и написали предсмертные завещания. Тогда
руководство экспедицией перешло к Амундсену, и
они с Куком силой, а иногда под угрозой оружия,
заставили подняться на ноги тех, кто еще мог
стоять, и всех принудили есть свежее мясо. Им
удалось спасти экспедицию! По окончании
экспедиции Кук, единственный из участников
небельгийского происхождения, был награжден
бельгийским орденом Леопольда
А Пири в 1899 г ., готовя бросок к
Северному полюсу и стремясь опередить норвежца
Отто Свердрупа, в самое темное время полярной
ночи решается забросить вспомогательный склад
продовольствия. Его отряд неделю пробивается к
Форту-Конгер в полной темноте по ледяным
нагромождениям, спотыкаясь, падая, снова
поднимаясь и пробивая дорогу по 18 часов в
сутки. Когда через неделю Пири впервые смог
раздеться, он увидел, что ноги его безнадежно
обморожены. Врач ампутировал ему восемь пальцев
на ногах. Обратно его везли на нартах, но уже
через месяц он снова отправился в Форт-Конгер…на
костылях.
|
|
Руал Амундсен |
Пири |
Пири был неистов в работе, не щадил ни себя, ни
людей. Только в 1900 г. ему удалось доказать,
что Гренландия - это остров. Он обнаружил ее
северный край - самую северную точку суши на
планете Земля (83 град и 40 минут северной
широты). Вот то место, откуда ближе всего
добираться до Северного полюса! Но опередить
судьбу невозможно, время покорения полюсов еще
не настало.
Руал Амундсен вернулся из Антарктики в Норвегию
уже состоявшимся полярником. И хотя он родился
на десять лет позже Ф. Нансена, но, учитывая
общность интересов, не мог, конечно, не
встретиться с ним и не сойтись настолько близко,
чтобы доверять ему свои планы путешествий в
попытках получить поддержку, которая несколько
облегчала задачу поиска спонсоров своих
экспедиций.
В 1903-1906 гг. он с тремя зимовками впервые
прошел северо-западный проход от Гренландии до
Аляски, и, по-видимому, уже чувствовал себя
готовым к покорению Северного полюса. Ему опять
помог Ф. Нансен, предоставив экспедиции свой
Фрам. Идея была до гениальности проста:
вморозить Фрам в лед севернее Аляски и
продрейфовать со льдом в район полюса.
Экспедиция требовала времени 5-7 лет и Амундсен
начал активную подготовку.
Ф. Кук тоже не утратил интереса к острым
ощущениям. В 1906 г. (16 сентября) он первым из
людей взошел на вершину самого северного
шеститысячника Земли – Мак-Кинли, после чего
поставил перед собой цель покорения Северного
полюса. Скрытая конкуренция вокруг полюса
нарастала. Никто не делился с соперниками своими
планами.
Северному Полюсу не повезло по сравнению с Южным
в том смысле, что многие экспедиции к нему
сопровождались раздорами, бунтами, были даже
случаи каннибализма и морального падения.
Северному полюсу не повезло и потому, что
невозможно на льду оставить на долго
какое-нибудь свидетельство своего достижения.
Лед все время дрейфует и уже через месяц любой
след окажется южнее полюса. Сейчас, задним умом,
мы знаем, что для доказательства своего
приоритета можно измерить и опубликовать глубину
океана в районе полюса с тем, чтобы через много
лет кто-нибудь мог проверить эти данные и
подтвердить их правильность. Но первопроходцы
больше думали о достижении цели, и только потом
о доказательствах. Для определения своего места
на земле у них были секстанты, но даже ими умели
пользоваться лишь руководители.
Двое исследователей, которые первыми достигли
Северного полюса, погрязли в безобразном споре о
том, кто был первым: Роберт Эдвин Пири, или
Фредерик Кук.
Ф. Кук, американец немецкого происхождения (его
настоящая фамилия Кох) родился в 1865 году, был
самым младшим, пятым ребенком в семье, в пять
лет потерял отца и пережил тяжелое детство. В 13
лет он подрабатывал на стекольном заводе, после
переезда в Бруклин брался за любую работу. После
поступления на медицинский факультет
Колумбийского университета Куку приходилось
зарабатывать деньги разноской молока. В начале
двадцатого века он был уже хорошо известен как
президент Клуба исследователей. Когда богатому
спортсмену Джону Р. Бредли захотелось
поохотиться на Севере, он обратился к Куку и дал
денег. Кук без шумихи организовал охотничью
экспедицию, не афишируя своих дальнейших
намерений. Он собирался пройти к полюсу вместе с
двумя спутниками – эскимосами, имея двое нарт и
26 собак с грузом по
610 грамм
продуктов и 70 граммов топлива в день
на человека.
Это очень мало. Все было рассчитано на полную
мобилизацию человеческих ресурсов. Для примера,
в последовавшей через год экспедиции Пири всего
было на порядок больше: 24 человека, 133 собаки,
19 нарт, по 1130 граммов пищи и 170 граммов
топлива в день на человека.
В августе 1907 г. Кук прибыл морем в поселок на
гренландском берегу, всю зиму готовился и весной
пошел на запад, организовав продовольственный
склад на острове Аксель-Хейберг. С этого острова
16 марта он вышел на север. Интересные факты
зафиксировал он в путевых заметках.
В ночь на 25 марта неожиданно разыгрался шторм.
Его разбудил вой собак. Пол в снежной иглу, где
он спал, колыхался, как корабль на волнах.
Внезапно раскололся купол их жилища, и на людей
посыпались снежные кирпичи - строительные блоки.
Кук чуть не утонул в разводье, когда прямо под
иглу произошел разлом льда. Эскимосы, имевшие
подобный опыт, вовремя оттащили Фредерика от
разраставшейся на глазах трещины.
В конце марта примерно на широте 85 градусов на
западе он заметил признаки суши, которую
окрестил Землей Бредли в честь своего спонсора.
На самом деле это был мираж из числа тех, за
которыми охотились не одно поколение полярных
исследователей. Так же как и в пустынях, их
причиной является инверсия температуры в
атмосфере, искривляющая световые лучи. Все это
выяснилось много позже, когда в 1914 г. русский
исследователь Борис Вилькицкий открыл явление
температурной инверсии в Арктике летом, а
Георгий Брусилов опроверг существование «Земли
Петермана» к западу от Гренландии, аналогичной
Земле Бредли.
С 10 апреля два дня отряд шел по гладкому льду
на широте 87-88 градусов. Это был дрейфующий
ледяной остров, который Кук первым из людей
обнаружил и точно охарактеризовал в
околополюсном районе. Такие острова возникают на
низкой или даже притопленной суше, а потом
съезжают в глубокий океан. Это тоже
исследователи обнаружат и поймут много позже.
И, наконец, 21 апреля 1908 г. Кук по его
утверждению ступил на самую северную точку
планеты. На полюсе он провел остроумный
эксперимент – суточное измерение длины тени
(примерно через час). Длина тени не менялась!
После короткого отдыха группа пошла на юг,
кстати, юг там – в любую сторону.
На обратном пути сильно потеплело, увеличилась
облачность, что мешало точно определять
положение отряда. К концу мая продукты были уже
на исходе, а земли все еще не было видно. Лишь в
середине июня Ф. Кук выяснил, что дрейфующие
льды отнесли группу на 185 километров к западу
от острова Аксель-Хейберг с продовольственным
складом. Направление дрейфа на запад было
обнаружено Куком впервые и противоречило
тогдашним представлениям о восточном движении
льда.
По пути на юг полярники буквально умирали от
голода, шли в забытьи, в беспамятстве.
Температура тела была 35,7 градуса. Только к
концу лета они добрались до острова Девон и
вынуждены были провести там часть зимы.
Оставалось всего четыре патрона, поэтому
охотились с помощью лука, копий, рогатин. Только
в апреле 1909 г. они сумели вернуться к людям в
эскимосское селение Эта. Еще 700 миль Кук прошел
по Гренландии до Упернавика. Отсюда в конце июня
он отплыл на датском судне в Европу (Гренландия
была провинцией Дании и имела с ней регулярное
сообщение).
Роберт Пири организовал свою экспедицию на
деньги богатых меценатов из Арктического клуба с
большим размахом. Сам президент Теодор Рузвельт,
обнимая его на прощание, назвал Пири
национальной надеждой. В конце февраля 1909 г . большой караван уходит с мыса Колумбия.
1 марта стартует сам Пири. Он использует большой
передовой вспомогательный отряд для прокладки
пути в торосах, для организации ночевок
(строительства иглу), для заброски как можно
севернее продовольствия и, конечно для того,
чтобы сохранить силы основного отряда для
решающего броска к полюсу. Не правда ли очень
похоже на гималайскую тактику покорения
восьмитысячников?
На широте около 88 градусов, когда до полюса
оставалось 133 мили, Пири отправил назад
последнюю партию передового отряда во главе с
его начальником, капитаном Бартлетом, а сам с
четырьмя эскимосами и мулатом - телохранителем
устремился на полюс. По утверждению Пири 6
апреля он достиг своей цели. Радиосвязи в
полярных экспедициях в то время не было, и мир
узнал о судьбе Пири только осенью 1909г., когда
в Европу пришла победная телеграмма: «Звезды и
полосы вбиты в полюс!». На календаре было 7
сентября.
Пири узнал о достижении Кука на обратном пути от
полюса к мысу Колумбия, а Кук узнал о достижении
Пири в Копенгагене на банкете в свою честь, в
честь покорителя полюса Земли. Поначалу он был
очень сдержан в комментариях, предполагая, что
два американца могут поделить славу героев -
первооткрывателей. Но Пири не мог смириться с
тем, что он "только второй" Он сразу перешел в
атаку на уничтожение, назвав Кука поганым
трусливым самозванцем. Его поддерживал
Арктический клуб, созданный самим Пири в 1898г.,
и состоявший в основном из его спонсоров.
Была организована истерия в СМИ, против которой
Кук бороться не смог. Он, правда, написал письмо
президенту, в котором обвинял Пири в аморальном
поведении на севере, в отказе от помощи своим
незаконным детям, но это было слишком мелко и
грязновато... Не каждый, даже и очень
мужественный борец со стихией, может
противостоять предвзято настроенной и хорошо
оплаченной компании журналистов. Кук устранился
от дискуссии, уехал из Америки, не предъявлял
никаких своих доказательств и даже не явился на
заседание специальной комиссии Конгресса, чем
восстановил против себя многих законодателей.
Даже путевых записей у Кука не было. Они
остались в Гренландии. Да и вряд ли они бы
помогли. Там было слишком много открытий, никем
не подтвержденных. Пири же предъявил свои
записи, после чего общественность стала
склоняться в его пользу в споре о приоритете.
Нижняя палата конгресса США приняла резолюцию,
которую подписал президент. Пири присваивалось
звание контр-адмирала, и объявлялась
благодарность за покорение полюса.
Лишь много позже, когда записи Кука были
восстановлены, когда подтвердились многие его
открытия, описания Кука оказались более похожими
на истину, чем описания Пири.
Из записок последнего получалось, что в конце
пути, когда Пири отправил назад всех
образованных участников экспедиции, он развил
сумасшедшую скорость, вдвое превышающую
достигнутые в те времена результаты. Возникло
предположение, что все это Пири придумал на
обратном пути после того, как узнал о достижении
а, тем более, что при возвращении на ожидавший
его после экспедиции корабль, Пири даже не
сказал никому о достижении полюса, надеясь
(предположительно) повторить попытку на
следующий год. Пири объяснял свою высокую
скорость тем, что шел по старому пути. Может,
так оно и было, но как он компенсировал дрейф
льда?
Сейчас в этом трудно разобраться, хотя у
американских ученых наверняка имеются путевые
документы обеих экспедиций. Жаль, что попытки
дискредитировать друг друга снизили величие
подвига Ф. Кука и Р. Пири в глазах
общественности того времени.
Пири скончался 20 февраля 1920г. после
продолжительной болезни. Ф. Кука подвергли
обструкции, обвинили в спекуляции дутыми акциями
организованной им в Техасе нефтяной компании и
посадили в тюрьму, где он просидел с 1925 по
1930гг. Вот она – «демократическая Америка».
Перед законом все равны! «Дутые акции» Кука
принесли владельцам большую прибыль ввиду
открытия в Техасе нефти. В 1940 году, незадолго
до смерти, Ф. Кука полностью реабилитировали в
виду отсутствия состава преступления и
подтверждения всех его открытий, а в 1965г. его
портрет повесили в Клубе исследователей,
почетным президентом которого он был в начале
века.
Но это было потом. А в 1910 Руал Амундсен со
своим Фрамом все еще тайно готовился к
трансарктическому дрейфу через Северный полюс.
Послушав скандальные перебранки
первооткрывателей, и поняв, что Северный полюс –
дело сомнительное, Р. Амундсен пошел на
хитрость. Он вышел с Аляски, якобы к Северному
полюсу, и только в море объявил команде об
изменении планов, сменил направление и рванулся
на юг вместо севера. Он в тайне от всех решил
покорить Южный полюс.
А в это время в Антарктиде уже несколько лет
упорно и плодотворно работали, соревнуясь между
собой, англичане: знаменитый Шеклтон,
придумавший прекрасную конструкцию полярной
обуви, и военный моряк, капитан Роберт Фолкон
Скотт. Последний в 1901-1904 гг. руководил
экспедицией, открывшей полуостров Эдуарда
VII,
часть Трансантарктических гор, несколько горных
ледников, оазис и шельфовый ледник Росса. Он
исследовал Землю Виктории, первым поднялся в
небо Антарктики на аэростате (1902).
В 1910 г. капитан Скотт организовал очередную
экспедицию в Антарктиду, одной из задач которой,
наряду с географическими исследованиями, было
достижение Южного полюса.
Экспедиция была многочисленной и разноплановой
по целям исследований. В качестве тягловой силы
использовались собаки и пони, приобретенные по
дороге. В план экспедиции входило покорение
Эребуса, высшей точки Антарктиды и многое
другое. Скотт на первое место ставил проведение
исследований, а покорение Южного полюса считал
рекламной акцией во славу британской короны и с
целью привлечения дополнительных средств для
дальнейших исследований.
Когда исследования, проводившиеся на берегу,
были в разгаре, Скотт узнал о прибытии в
Антарктиду норвежской команды Амундсена, но
старался не думать о том, чем это может
кончиться. Он решил не пороть горячку в
покорении Южного полюса, а действовать по ранее
составленному и, кстати, очень напряженному, и
даже отчасти рискованному плану.
Амундсен, напротив, ставил перед собой
единственную, чисто спортивную цель – покорение
Южного полюса. Его отряд был на много мобильнее,
чем у Скотта. Собрав на побережье Антарктиды
дом, названный ими «Фрамхейм», норвежцы успешно
перезимовали, а в октябре 1911 с наступлением
антарктической весны, отряд из пяти человек во
главе с Амундсеном отправился в путь. На санях,
запряженных собаками, они через горы, ледники и
трещины на 56-й день пути в середине декабря
1911 достигли Южного полюса. Три дня они вели
астрономические наблюдения, а потом рванули
обратно. Преодолев более 3000 км, норвежцы
вернулись во «Фрамхейм» через 99 дней после
выхода – точно, как намечали.
Р. Скотт закончил все исследования на берегу и
после этого тоже двинулся к полюсу. Когда 18
января 1912 он достиг цели, там уже стоял
норвежский флаг. Моральная травма, которую
испытали англичане, была огромной. На обратном
пути у них многое не заладилось. Они не успевали
в намеченные сроки к оставленным продуктовым
складам, голодали и замерзали.
Когда отчаяние дошло до предела, близкого к
помешательству, капитан Скотт раздал участникам
таблетки с ядом и разрешил принять их, когда нет
сил дольше терпеть страдания. В конце концов, он
остался один в холодной палатке без еды и
надежды на спасение. Капитан Скотт до последней
минуты своей жизни вел дневник. Трудно
представить, каким надо обладать мужеством,
чтобы, чувствуя близкую смерть, замерзая от
холода и зная, что помощи не будет, продолжать
исследования, теперь уже своего организма, своей
психики. В последних записях Скотт писал:
«Причины катастрофы не вызваны недостатками
организации, но невезением в тех рискованных
предприятиях, которые пришлось предпринимать»
Трагедия совершилась. Экспедиция в базовый
лагерь не вернулась. Позже дневники Скотта были
найдены, а результаты исследований использованы
продолжателями его дела. Я уверен, что только
недалекие люди могут считать Р. Скотта
неудачником, хотя такие наверняка есть.
Большинство знакомых с этой историей считают
капитана Скотта символом мужества, чести и
достоинства.
Думаю, что Р. Амундсен понимал тяжесть моральной
травмы, которую он нанес, опередив Скотта на
полюсе. Он говорил: «Я пожертвовал бы славой,
решительно всем, чтобы вернуть его к жизни,…мой
триумф омрачен мыслью о его трагедии, она
преследует меня»... Но повернуть историю вспять
невозможно.
Пока на полюсах планеты происходили
драматические события, русские полярники
продолжали трудиться в Арктике. В 1910 г. в
Архангельске появляется ссыльный политический
поселенец Рудольф Самойлович и знакомится с
Владимиром Русановым – полярником, пророчившим
освоение Северного морского пути. В 1911 г. он
участвует в экспедиции Русанова на Шпицберген,
обнаружившей там каменный уголь, а в 1912 г. он
уже привез около сотни пудов угля в Архангельск,
доказав возможность его промышленной добычи.
|
|
Роберт Фолкон Скотт |
Рудольф Самойлович |
В 1910-1911 гг. Георгий Львович Брусилов
исследовал Чукотское и Восточносибирское моря на
кораблях "Таймыр" и "Вайгач", затем передал их
Борису Андреевичу Вилькицкому, который первым
прошел Северный Морской путь с Востока на Запад
и открыл при этом Северную землю.
По пути ему пришлось перезимовать во льдах и
только в 1915 он прибыл в Архангельск.
Результаты экспедиции были настолько
впечатляющими, что в мирное время они возбудили
бы весь цивилизованный мир, но уже шла Мировая
война, и возвращение прошло без триумфальных
почестей. К сожалению после революции (в 1920)
Б. Вилькицкий эмигрировал в Англию, из-за чего
ему досталось славы в России, может быть, чуть
меньше, чем он заслужил. Тем не менее, пролив
между Таймыром и Северной Землей носит его имя,
а в Англии он прожил до глубокой старости (до
1961).
Пока Б. Вилькицкий исследовал Северную Землю,
Г.Л. Брусилов взял на себя руководство
экспедицией в Карском море на шхуне "Святая
Анна" (1912-1914). В 1912 г. неожиданно рано
наступили сильные холода. Шхуна вмерзла в лед, и
два с лишним года дрейфовала (рекорд для России)
вместе со льдом, продвигаясь все дальше на
север, северо-запад и, тем самым, снижая свои
шансы освободиться от ледяного плена в период
летнего потепления.
Г. Брусилов во время дрейфа продолжал
исследования и обнаружил в северной части
Карского моря на дне желоб длиной более 500 км,
названный позже именем Святой Анны. Условия
дрейфа были, мягко говоря, не вполне
комфортными. Между Г.Л. Брусиловым и штурманом
экспедиции Валерианом Ивановичем Альбановым
возникла жестокая ссора. В результате весной
1914 г. 11 человек во главе со штурманом с
разрешения Брусилова покинули шхуну, и пошли
пешком к ЗФИ. Два человека из ушедших: В.
Альбанов и матрос Александр Конрад, 2 августа
были подобраны экспедицией Г.Я. Седова на мысе
Флора в состоянии сильного истощения и без
особых надежд на спасение.
Учитывая, что остальные 9 человек из покинувших
"Святую Анну" погибли, а сама шхуна вместе с Г.
Брусиловым и экипажем была затерта льдами и
пропала бесследно, можно считать двоих спасшихся
- счастливчиками. В.И. Альбанов спас выписки из
судового журнала, переданные ему Брусиловым. Из
них и стало известно об открытии желоба Святой
Анны.
Несмотря на имевшую место ссору, ни Брусилов в
выписках из судового журнала, ни Альбанов в
своих воспоминаниях не сказали ни одного слова о
недостатках или малодушии друг друга. Это -
характерная черта многих полярников, которые не
гоняются за эффектными рекордами, а делают свое
дело методично и настойчиво.
1914 г. вообще был трагическим для русских
полярников. Кроме экспедиции Г. Брусилова, в
Ледовитом океане исчезла еще одна экспедиция –
на барке Геркулес под руководством Владимира
Русанова. Тогда же на северной окраине ЗФИ умер
от истощения и цинги Георгий Седов,
перезимовавший там и пытавшийся на санях с
собаками достичь Северного полюса (читаете книгу
и см. фильм «Два капитана»: Татаринов – это
Седов. Прим. ред.). Да и от экспедиции Б.
Вилькицкого не было никаких известий.
Встревожившись, русское морское ведомство
организовало поиски, и попросило помощи у
норвежцев. Те снарядили барк «Эклипс», что
означает по-русски затмение во главе с опытным
Отто Свердрупом, тем самым, с которым соперничал
Р. Пири в конце
XIX
века, и которому доверял свой Фрам сам Ф.
Нансен. Эклипс все лето и осень безуспешно искал
следы русских моряков на пустынных островах
Карского моря, и остался там на зимовку.
Зимой, случайно его радист услышал «морзянку»
станции русских полярников Б. Вилькицкого. После
этого русские и норвежские полярники несколько
раз ездили на собачьих упряжках за 70 миль друг
к другу в гости. Весной 1915г. они вместе
отправились в Архангельск, где Эклипс на 48-ом
году своей жизни был передан России и начал
новую жизнь под тем же по смыслу, но более
лиричным именем «Черный туман»
К этому времени Руал Амундсен вновь появляется в
Арктике. В 1917 в Кристиании (прежнее название
Осло) спущена на воду шхуна «Мод», построенная
по спецзаказу и на собственные деньги Амундсена.
Это была копия Фрама с таким же яйцеобразным
корпусом, устойчивым к сжатию льдами, но в два
раза больше водоизмещением.
24 июня 1918 г., взяв на борт 8 человек экипажа,
кроме себя, Амундсен отправился на восток по
Северному Морскому пути, намереваясь пройти до
Берингова пролива. Эта экспедиция была полна
драматических и трагических событий.
Главная особенность экспедиции – малое
количество людей в экипаже. Амундсен сделал это
специально, чтобы все были предельно заняты и,
по-возможности, разнообразной работой. Это он
считал лучшим средством от депрессии при
неизбежных в таких экспедициях зимовках.
Через месяц после старта в районе залива
Югорский шар на борт был взят еще один человек –
русский радист Геннадий Олонкин. В сентябре
экспедиция прошла мыс Челюскин и 13 сентября
остановилась на зимовку у побережья Таймыра.
По-видимому, зимовка была не простая. Полярники
никуда не уходили от судна целый год, хотя уже
было известно об открытии Северной земли Б.
Вилькицким, которая была совсем близко – всего
около 50 км. Но любознательности не хватило,
чтобы сдвинуться с места, покинуть шхуну. Льды
освободили Мод ровно через год - 12 сентября
1919 г.
И тут происходит первый, не вполне понятный акт
трагедии. С судна уходит самый молодой матрос
Петер Тессем и с ним опытный Пауль Кнудсен.
Р. Амундсен в разное время по-разному объяснял
причины их отправки на Диксон, находящийся в 800
км на юго-запад. В начале он говорил о
необходимости доставки почты с результатами
исследований в Норвегию. Это не очень
убедительно, т.к. там эту почту никто не ждал.
Позже он говорил о том, что Тессем жаловался на
головные боли, бессонницу, слабость. Это уже
более правдоподобно – похоже на депрессию.
Что касается расстояния, то для Арктики 800
километров вдоль берега – это реально. Тем
более, что Кнудсен в 1915 г. ходил здесь по
льдам от норвежского судна Эклипс к зимующим
пароходам русской экспедиции Б.А. Вилькицкого.
Да и склады продовольствия на пути были известны
путешественникам. Как вы уже, наверное,
догадались, посланцы пропали.
Нет сомнений, что решение отправить Тессема на
берег далось Амундсену не легко. Терялось очень
многое для маленького коллектива. Но Амундсену
не понаслышке были известны особенности
человеческой психики, связанные с депрессией. Он
помнил, как, угрожая оружием, ему пришлось
поднимать на ноги людей из антарктической
экспедиции в конце
XIX
века. Из двух зол он выбрал меньшее. Следует
отметить благородство Амундсена, который никогда
и нигде не выдал проблем Тессема.
В 1920 г. шхуна Мод достигла Чукотки. Амундсен
стал первым человеком, который обогнул весь
земной шар, не опускаясь южнее северного
полярного круга. В Анадыре через русскую
радиостанцию Амундсен связался с Диксоном и с
Норвегией и сообщил, что посланцы на Диксон не
прибыли.
По просьбе Норвегии Россия организовала
совместную сухопутную экспедицию под
руководством Никифора Алексеевича Бегичева с его
другом Николаем Николаевичем Урванцевым. Это еще
один пример сотрудничества полярников России и
Норвегии.
Экспедиция в начале своего пути двинулась на мыс
Вильда. Там, под каменным гурием (вроде тура), в
жестянке из-под консервов была найдена записка
от 18 ноября 1919г. Из записки следовало, что
путники в хорошем состоянии, идут к Диксону,
имеют продуктов на двадцать дней. Далее по пути
вдоль берега на юго-запад 2 августа были
обнаружены норвежские санки, на следующие сутки
у мыса Стерлегова - нарта и, наконец, у мыса
Приметного через две недели Бегичев наткнулся на
первую страшную находку.
В большом кострище на берегу лежали обугленные
человеческие кости, череп, вокруг в беспорядке
были разбросаны гильзы от патронов, сломанный
нож, много мелких вещей, по которым Бегичев
установил, что здесь был сожжен труп одного из
ушедших моряков Мод. На следующий год, на берегу
реки Зеледеева, что в 80 км от Диксона, найдены
различные предметы путников: теодолит, почта и
др. Еще ближе к Диксону, у реки Убойной найдены
две пары норвежских лыж и обрывки спального
мешка. И уже в трех километрах от Диксона,
совершенно случайно, Бегичев обнаружил в
глубокой расщелине скелет человека, в
полусгнившей одежде которого, в кармане лежали
золотые часы с именем хозяина – П. Тессема.
Смерть застала норвежца на нижней части
берегового отлога. Поднимись он на берег,
пройди, проползи всего-то 8-10 метров, наверняка
бы заметил либо постройки, либо огни русской
станции, и это могло придать ему новые силы. Но
сделать это ему было не суждено.
Что же случилось? Зачем путники бросили санки и
нарты после мыса Вильда? Может, Кнудсен получил
травму? Конечно, это было бы трагедией, но у
мыса Приметного явно видны признаки борьбы и
насильственной смерти одного из моряков, что не
вяжется с гипотезой о травме. Может, это была
защита от напавшего медведя, но зачем при этом
сжигать труп? А может это - развязка тяжелой
ссоры, не столь уж редкой в подобных переходах?
В общем, вопросы остаются. Негостеприимная
Арктика умеет хранить свои тайны.
Через 6 лет Мод завершила плавание у берегов
Аляски, но без Тессема, без Кнудсена и без
Амундсена. Последний по состоянию здоровья
(возможно, не только физического) передал
командование Харальду Свердрупу, сыну
знаменитого полярника Отто Свердрупа, а сам
уехал в Норвегию.
По пути он заехал в Америку и навестил в тюрьме
доктора Кука. «Я не мог поступить иначе. Это
значило бы отплатить ему подлой
неблагодарностью», - говорил он. Что ни говори,
а пережитые трагедии всегда добавляют человеку
мудрости. Тогда же в одном из интервью
американским газетам Амундсен сказал:
«Независимо от того, виноват ли Кук в деле с
акциями, или нет, он заслуживает уважение
американцев за мужество, проявленное им в
экспедициях. Доктор Кук, равно как и капитан
Пири, возможно не открыл Северный полюс, но и
тот и другой имеют одинаковые основания для
доверия.
Все или почти все, кто был связан с экспедицией
Мод, плохо окончили свои дни. В этом видится
что-то мистическое. В 1927 г. на зимовке умер
Н.А. Бегичев. Его промысловое судно осенью
1926г. прибыло в устье реки Пясины, однако
промысел сложился неудачно. Промысловики
зазимовали, начался голод, и первым умер
Бегичев, якобы от цинги. Это очень сомнительно,
потому что он был самым опытным и здоровым в
команде и даже имел кличку Улахан Анцифор -
большой Никифор. Не исключено, что смерть была
следствием ссоры с коллективом зимовщиков.
Н.Н. Урванцев был арестован во времена
политических репрессий 30-х годов в зонах
Норильского ГУЛАГА, находящихся на месте
открытого им же лет за 15 до этого, крупнейшего
в мире Норильского медно-никелевого
месторождения. (Был реабилитирован и дожил до 92
лет).
Руал Амундсен в 1926 г. руководил воздушной
экспедицией на дирижабле «Норвегия» через
Северный полюс, в которой участвовал Умберто
Нобиле. Однако, в дальнейшем они поссорились, и
в 28-ом году итальянский генерал У. Нобиле
отправился на дирижабле «Италия» в арктическую
экспедицию без Амундсена. «Италия» исчезла.
Амундсен, не смотря на ссору, без промедления
принял решение участвовать в спасении пропавшей
экспедиции. 18 июня он вылетел из Тромсе на
крупном гидросамолете «Латам-47». Через 1 час и
40 минут связь с Латамом прервалась. Амундсен
погиб в неизвестном направлении и месте. Он, как
будто заранее готовился к трагедии – продал свое
имущество, расплатился с кредиторами, в
последний полет не взял даже аварийного пайка.
Норвегия пол года отказывалась признать гибель
своего национального героя.
Так случилось, что эти обстоятельства совпали с
началом звездного периода в жизни нашего
известного полярника Рудольфа Лазаревича
Самойловича, который на ледоколе «Красин» во
главе отряда кораблей совершает триумфальный
рейд по Арктике, находит и спасает экспедицию У.
Нобиле. После этого он целый год ездит по нашей
стране, а потом и по Европе с рассказами о
полярной эпопее, и везде его встречают как
героя.
В дальнейшем он много делает для освоения
Арктики и Северного морского пути. Он участвует
в качестве научного руководителя в международной
арктической экспедиции на дирижабле «Граф
Цепеллин», проведшем без посадки в воздухе 106
часов. Всего он участвовал в 21 арктической
экспедиции. «Очко» - это не только количество
экспедиций, но и его кличка в царской охранке в
период революционной деятельности, связанная с
особенностями его зрения.
Он основывает институт Арктики в Ленинграде.
Северный морской Путь уже практически освоен. По
нему ежегодно совершают рейсы советские суда. В
37-ом году Самойлович участвует в очередной
экспедиции по северному морскому пути, но, как
часто бывает в Арктике, происходит не
запланированное. Лед в тот год встал в Арктике
на месяц раньше срока, и 29 судов оказались
запертыми во льдах.
Начальник Северного морского пути О.Ю. Шмидт
предлагает Самойловичу возглавить зимовку. Он
сопротивляется, сколько может, понимая, что
должность эта – расстрельная. Но О.Ю. Шмидт,
отношения с которым у Самойловича довольно
натянутые, издает приказ о назначении. Хотя
зимовка прошла успешно, сам факт зимовки – это
уже промах в эксплуатации Арктики. Как
чувствовал Самойлович, так и получилось. В 1938
г. он был арестован и 4 марта 1939 расстрелян. В
1957 г. его реабилитировали, но время и место
смерти остались не известными.
Прошло много лет. В Арктике провели свои
исследования множество дрейфующих станций СССР с
общим названием СП (Северный полюс) и разными
номерами. В Антарктиде ведут работу постоянно
действующие экспедиции различных стран. Настало
время осваивать Арктику спортивным туристам.
Свои маршруты на Шпицбергене проложил
Е. Иорданишвили в 1969 г. С. Колюбакин в
1978 пробежал с командой всю ЗФИ, а Д. Шпаро с
помощью газеты «Комсомольской правды» проложил
лыжню на Северный полюс (1979).
|
|
С.
Колюбакин |
Д.
Шпаро
|
Сейчас каждый желающий может совершить
путешествие на Северный или на Южный полюс
планеты. Есть агентства в России и в США,
организующие такие туры с гарантией на успех.
Точно так же каждый может совершить тур и на
высотный полюс планеты - Эверест. Не иссякает
поток желающих посетить полюса планеты и готовых
заплатить за это десятки тысяч долларов или
другой твердой валюты.
Но пути, проложенные первопроходцами,
исследователями и первооткрывателями, их
подвиги, победы и поражения навсегда останутся в
истории.
Если отбросить разницу между полярниками и
высотниками в части «марафон и спринт», то все
остальное – очень близко: познание неизвестного,
испытание человеческих возможностей, борьба за
престиж, соперничество личностей и государств,
просто спортивный азарт. И всегда судьба
первопроходцев их подвиги, победы и даже их
неудачи будут вызывать преклонение у любителей
экстремальной жизни и дикой природы.