ГОРЫ – КАК ВАЖДНЕЙШИЙ СТРУКТУРО-ОБРАЗУЮЩИЙ
ЭЛЕМЕНТ СКАЗОК, ЛЕГЕНД И МИФОВ РАЗНЫХ НАРОДОВ В
СВЕТЕ ВОПРОСА О РОЛИ СТРАХА И СМЕХА В ИСТОРИИ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Игорь
Виноградский,
Заслуженный Работник Культуры РФ,
Член Союза Литераторов России,
КМС, инструктор
Комплексное
исследование в 3 частях
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Постановка задачи
С самого раннего детства многие из нас помнят
фразу, с которой, как правило, начинались все
самые чудесные сказки: «За горами - за долами,
за широкими морями…».
Не оттуда ли, из детства, пришла ко многим из
нас наша искренняя любовь такой форме земного
рельефа, как ГОРЫ?
Горы поражают наше воображение, они влекут нас,
притягивают, кого-то пугают, но мы получаем
наслаждение от преодоления этого сладкого
страха, не так ли?
Более того, похоже, что именно эта начальная
сказочная фраза «за горами - за долами»,
убеждала нас в том, что все замечательные чудеса
непременно происходят где-то там, вдалеке, а
рядом ничего такого особенного и интересного
произойти никогда просто не может.
С одной стороны это вроде бы и не очень хорошо,
с другой, - будит фантазию, генерируя у каждого
из нас готовность тут же собраться и …«ехать за
туманом, за туманом, за туманом и за запахом
тайги», ну просто, куда глаза глядят. Неважно
куда, главное чтобы отсюда. И как можно
подальше. А лучше всего как считают многие, - в
горы. Именно как антитеза этому горячему
стремлению потом родилась известная сентенция, -
«Чем дальше в горы, - тем ну их на фиг!».
И хотя Россия, - страна в основном равнинная, -
одним из любимых народных сказочных персонажей у
нас стала Хозяйка Медной Горы. И её напарник, -
Данило-Мастер.
Правда, в сказке Бажова не утверждается, что это
мастер спорта по альпинизму, или там
спелеологии, - но по смыслу об этом нам самим
нетрудно догадаться. Хотя современная молодежь
может подумать, что этот Данилко, - знаменитый
эстрадный артист создавший легендарный образ
Верки - Сердючки. Такое причудливое переплетение
мотивов далекого прошлого и наших дней вообще
характерно для мифов, сказок и легенд разных
народов мира.
В восточном фольклоре говорится о знаменитом
Старце Горы, который якобы был родоначальником
всех террористов на земле, наводя страх, ужас и
панику на всех своих соседей.
Он, как говорят, вербовал молодых юношей из
малообеспеченных слоев населения своей на самом
деле сказочно богатой страны, приучал их к
наркотикам, и вообще к красивой жизни, а потом
посылал убивать своих непосредственных соседей,
обещая этим ребятам в случае их гибели:
а) Немедленную аудиенцию у самого Аллаха,
б) Райские кущи, и плюс «бонус»,
в) По 74 молодых девственницы на брата.
Откуда возникла в арабском фольклоре такая
странная и явно завышенная цифра - нам
неизвестно. Но так как именно арабы когда-то
изобрели те самые арабские цифры, которыми мы
все пользуемся - нам остается только верить
Старцу Горы.
Образы разных горных систем и конкретных вершин
буквально пронизывают фольклор разных народов и
стран. Почему? Потому что первая реакция на горы
– страх. А вторая - радость его преодоления.
Это и Олимп, на котором обитали Боги древних
греков, к которым мы еще вернемся. И Парнас -
обиталище древней художественной интеллигенции.
И Гора Арарат, к которой вроде бы после
Всемирного потопа удачно причалил Ной на своем
Ковчеге. И Голгофа, на которую нес свой крест
Иисус Христос, который по заверениям нашего
знаменитого художника и философа Николая Рериха
потом, после того как был распят, каким-то
непостижимым образом якобы очутился в Гималаях,
где и прожил до 900 лет.
Мы помним легенду о Прометее, которого за кражу
огня у Богов приковали к скале, где-то на
Западном Кавказе, в районе Колхиды, и напустили
на него видимо хорошо дрессированного орла,
который каждое утро, как на работу летал туда
клевать его печень.
В легенде, принадлежащей перу великого
пролетарского писателя Максима Горького мы
найдем слова о том, как «высоко в горы уполз Уж
и лег там, свернувшись в узел и глядя в небо»,
перед тем как на его глазах разыгралась кровавая
драма с птицей Сокол.
Даже в наши дни ходят упорные слухи, что нашему
сегодняшнему всенародно выбранному президенту -
горнолыжнику, добивающемуся проведения Зимних
Олимпийских игр в горах возле Сочи, его
поклонники хотят подарить специальный гимн, на
мотив песни «Вон кто-то с горочки спустился…».
Продолжая эти наши исследования желающие могли
бы не без пользы для науки проанализировать
большое количество мифов и легенд связанных с
жизнью уроженца центрального Кавказа Иосифа
Джугашвили, тоже наводившего страх на пол мира,
а в наши дни ставшего героем множества смешных
пародий и карикатур, но мы обратимся к более
древним и интересующим нас материалам, связанным
с такой колоритной фигурой древне-греческой
мифологии как Фавн. Или Пан. Этот персонаж точно
также как Джугашвили-Сталин и Ульянов-Ленин тоже
имел двойное имя.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Дела давно минувших дней
По легенде, отцом Пана-Фавна был быстроногий,
хотя и хромой посланец или курьер Олимпийских
Богов Гермес. Тот самый, который похитил у этой
божественной компании огонь, после чего то ли
отдал, а скорее всего, конечно продал его
Прометею, а тот, добрая душа, - передал его
людям, за что и подвергся репрессиям.
Матерью Пана-Фавна была одна из прекрасных
молодых Нимф, достаточно легкомысленная в быту,
как бы мы сказали сейчас, видимо из «отряда
новичков», как и Пресвятая Дева Мария в свое
время не устоявшая перед сомнительным обаянием
«Божьего посланника», в данном случае Гермеса.
Ребеночек родился «весь покрытый шерстью,
абсолютно весь», с рогами, хвостом и козлиными
ногами, и сразу же разразился громовым хохотом,
вызвавшим в окрестных горах обильные камнепады,
напугав этим окрестное население.
Видимо, ему показалось смешным, что у окружающих
его людей нет хвостов, нет таких как у него, как
говорится - «рог» и ноги у них не козлиные…
Похоже, что именно с тех пор в русском фольклоре
нет более оскорбительной фразу - «Ну, ты -
козел!». Хотя детская сказка «Волк и семеро
козлят» немного смягчает эту ситуацию.
Бедная Нимфа, по легенде, до этого ни разу
никого не рожавшая, так испугалась, так
запаниковала, что бросилась бежать, и бежала так
долго, что совсем обессилила, упала на землю и
тут же обратилась в стройный дубочек.
Такие странные трансформации в те годы
происходили у древних греков, правда не
считавших себя древними, - буквально на каждом
шагу! Ну, хоть бы в рябинушку там превратилась
она, или в ивушку плакучую, мы бы это поняли,
так нет, видите ли - дубочком со страху она
стала!
Но, видимо, что было то было, ибо так написано в
мифе.
А папа-Гермес был очень доволен отпрыском,
завернул его в теплую шкуру горного зайца, и
понес на Олимп, - предъявить вещественное
доказательство своей мужской дееспособности и
поблагодарить за это Богов. И там новорожденный
Пан - Фавн, как ни странно, произвел на Богов
самое благоприятное впечатление, увидев этого
мутанта, Боги так смеялись, так хохотали, что
весь Олимп трясся как при землетрясении 1993
года в Домбае.
В итоге, они, эти Боги дали Пану-Фавну
бессмертие, тогда это было проще, чем сейчас
пенсионеру выйти на пенсию, и оставили его на
Олимпе, так сказать на ПМЖ, чтоб он веселил их,
как нас сейчас Максим Галкин, или та же Веерка -
Сердючка. Именно там Фавну дали второе имя Пан,
что в переводе означает «Понравившийся всем».
Больше всех был доволен Дионис, Бог вина и
веселья, которому давно не хватало товарища и
собутыльника, и он просто за милую душу зачислил
Пана в свою свиту. А тот - рискнул, согласился,
так и сказал, а чего там, пусть будет так, «или
пан или пропал!».
Но вскоре Пану стало скучно на Олимпе, - так
тоже бывает даже в альплагерях, особенно в
пересменок или в плохую погоду, и он сбежал из
высокогорья на землю, в цветущие и полные разных
соблазнов долины. Весь божий день он карабкался
по скалам, как сказано в мифе, - «к снежным
вершинам», а потом садился где-нибудь под
камушком и играл на свирели. По этому сигналу к
нему сбегались разные нимфы, хохотали над ним,
над его ужасающим видом, и весело плясали вокруг
урода, а он на них за это очень обижался.
Обижался он на этих нимфеток - обижался и в
результате – побожился, дал слово - никогда
никого не любить. Вот так! Гордый был. Среди
уродов это не редкость.
Но все не так просто было в той самой Древней
Греции! На этой почве Пан-Фавн поспорил,
поссорился и даже подрался со своим коллегой
Эротом. Набил ему морду. То есть победил. За это
подлый Эрот запустил ему в сердце стрелу вечной
любви к нимфам, что стало приносить Пану одни
страдания.
В результате характер у него от всех этих
нервных перегрузок вконец испортился, и он стал
мстить всем и каждому, напускать на людей
панический страх и сеять панику. А паника в
горах – это ж страшное дело! Это все знают.
Ну а когда его «отпускало», приходила
«расслабуха» он сразу шел к другу Дионису, пил с
ним настоящие натуральные вина, хорошие коньяки,
и играл на свирели. Так у Пана Фавна
образовались как бы две профессии – «ПУГАТЬ» и
«ВЕСЕЛИТЬ». В первом случае ему кричали:
«ИЗБАВЬ!», а во втором – «Продли наш кайф,
братан! Весели нас!».
И вот тут мы подошли к самому интересному
обстоятельству. Оказывается, смех и страх в
мозгу человека очень крепко связаны.
Недаром в наши дни один альпинист - экстремал,
в одиночку прошедший траверс пика Победы, в
статье опубликованной в журнале ЭКС, признается,
что когда его с предвершинного гребня снесло
лавиной метров на 200, и он леденея от страха с
трудом задержался на краю четырехсотметрового
отвеса, - первое что он сделал, остановившись, -
он стал…ХОХОТАТЬ!
Вот и не верь после этого древним грекам, и
называй их мемуары - мифами… Это чистая правда!
И таких случаев известно сегодня немало. Отсюда
мы можем сделать твердый вывод, веселые, с
чувством юмора люди, умеющие улыбнуться в лицо
опасности, более приспособлены к жизни в высоких
горах, они менее опасны на восхождении и более
приятны в общении ниже снеговой линии.
И даже не спортивная, а просто классическая
литература дает этой нашей мысли множество
подтверждений.
Тут уместно вспомнить и А.С. Пушкина,
описывающего случай, когда зимой пошедший
кататься мальчик отморозил себе пальчик, но не
побежал домой, а просто расхохотался. Помните:
«Шалун уж отморозил пальчик,
Ему и БОЛЬНО И СМЕШНО,
А мать грозит ему в окно…»
Впрочем, к вопросу о связи смеха, страха и
поэзии мы еще вернемся.
А еще древняя легенда утверждает, что в
сражении с персами в теснине ущелья Марафон,
когда персы были уже в шаге от победы, внезапно
их обуял невероятный страх, началась паника,
они бросились к своим галерам и срочно
ретировались домой в солнечную Персию, а
скороход Филиппид, кинулся сообщить об этой
нашей победе, пробежал 42 километра 194 метра -
крикнул - Мы победили! И тут же умер. Может быть
потому что не использовал допинги.
После этого древние греки объявили командира
чуть не проигравшей сражение армии Великим
полководцем, а на своей святой горе, чуть ниже
Акрополя, вырыли пещеру, в глубине которой
поставили памятник Пану, за ту панику, которую
он посеял среди врагов. Говорят, что и по сей
день перед каждой серьезной схваткой с
кем-нибудь греки, ходят туда к Пану и просят его
о помощи…
А с 1896 года, расстояние в 42 километра 194
метра стало Олимпийской марафонской дистанцией.
Так что может быть недалек тот день когда и
альпинизм станет Олимпийским видом спорта.
Несправедливо получается и даже смешно, Олимп -
гора, а горовосходителей на Олимпиады не
приглашают!
Во всяком случае, любители на Эльбрус уже
бегают. И даже на Хан-Тенгри, говорят, тоже
бегали. При этом вверх. Ну, а вниз-то при
приближении непогоды со страху любой сбежит. И
очень даже быстро…
Много интересного можно узнать, если
анализировать «дела давно минувших дней,
преданья старины глубокой – страшно много,
просто ужас как много…
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
О самой сути дела
Что касается современного взгляда на страх, его
возникновение, появление паники и их
последствий, то в одной из статьей в газете
«Россия» за 10 Октября 2006 года названой,-«ЧТО
МЫ МОЖЕМ ВЫЛЕЧИТЬ?» говорится о том, что за
последние 10 лет число разных болезненных
страхов или «фобий» по научному возросло с 300
до 1030 (!!!).
Страх во всем мире сильно помолодел. В России 95
процентов инвалидов по этому виду психических
заболеваний моложе 40 лет. Это уже почти
эпидемия. И тут становится понятным, почему
журнал «ЭКС» среди своих читателей - экстремалов
объявил специальный конкурс на тему «Что такое
страх и как с ним бороться». Явно, страх как и
смех – явление заразительное. Бывает, что и
журналисты-альпинисты ее подхватывают. А в
упомянутой статье перечисляются имеющиеся сейчас
в наличии на земле «Фобии».
Это, например, страх услышать хорошую весть –
«евпофобия», «боязнь прогресса – «прософобия»,
страх облысеть – «фалакрофобия», страх
растолстеть – «обезофобия», боязнь лежать на
одном боку – «латерофобия», боязнь пристального
разглядывания другими – «скоптофобия», боязнь
китайцев – «синофабия», и даже навязчивый страх
поэзии – «метрофобия», боязнь работы –
«эрогфобия» и плюс «фобофобия» – боязнь
вознкновения страха…
Конечно, сведения о том, что у кого-то в России
есть «эргофобия» – боязнь работы, кажутся
смешными. Мы никакой работы не боимся. У нас
даже пословица есть – «работа не волк – в лес не
убежит!». А вот над тем, что во многих журналах
боятся печатать стихи, то есть обнаруживают
заболевание «метро-фобией», может быть и стоит
задуматься. И это нехорошо. И даже печально.
Смешная ситуация возникает, работники библиотек
говорят – сегодня стихов никто не читает! А
работники редакций им возражают: А пишут и
присылают – пудами!
И вправду смешно получается – все о своих
душевных переживаниях говорят, но никто никого
не хочет слушать…
Уже упоминавшийся журнал «ЭКС», объявивший целый
конкурс рассказов бывалых людей на тему о том,
что такое страх и как с ним бороться», в
результате вывел такую формулу – легче всего
прогнать чувство страха – улыбкой…
Похоже на то, что в нашем мозгу, топография
которого изучена достаточно хорошо и детально –
центр страха и центр смеха расположены невдалеке
друг от друга и их деятельность как-то связана.
Мы можем даже пойти дальше, и проявив известную
смелость предположить, что животные, не умеющие
смеяться, тем и отличаются от людей, и остаются
животными потому, что всецело находятся во
власти страха за свою жизнь. Боятся всего. Не
умеют посмотреть на все с юмором. Улыбнуться в
лицо опасности.
Именно появление в мозгу центра смеха,
возможность в той или иной мере победить или
локализовать чувство страха – чувством юмора
привело к тому, что одна из ветвей
человекоподобных существ дала жизнь всему
современному человечеству?!
Вот к каким важным выводам можно придти, вступив
на крутую тропу размышлений о роли Гор в Истории
становления Человека - Человеком…
Вообщем, как это ни смешно, но согласитесь, -
страшно интересно…
Не так ли? Тем более, что все это не сказки, не
мифы, а чистая как ледниковая вода, правда! |