СЕНСАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Алькин В. (статья в газете «24 часа», №37,
2000 – Своим желаниям будьте верны)
Сенсационную теорию, опровергающую веками
наработанные правила педагогики, создал
американский ученый. Он утверждает, что
перевоспитывать людей – значит ломать их
индивидуальность.
Свою новую теорию Стивен Рейсс, профессор
психологии и психиатрии университета Огайо,
разрабатывал в течение пяти лет, проверив ее на
шести тысячах человек. А затем опубликовал
результаты в книге «Кто я? 16 основных желаний,
которые мотивируют наши поступки и определяют
нашу личность».
Уже в этом названии - вызов мировой педагогике.
Все основное поведение людей она сводит к
двум-трем основным стимулам - таким, как
удовольствие, боль, инстинкт выживания.
Ничего подобного, заявляет Стивен Рейсс,
человеком в его поступках руководят целых
шестнадцать желаний-стимулов, причем влияние их
далеко не одинаково, потому что «каждый из нас
индивидуален в гораздо большей степени, чем
обычно считают психологи».
Вот эти желания-стимулы по Рейссу: власть,
независимость, любознательность, одобрение,
порядок, экономия, честь, идеализм, общение,
семья, положение в обществе, месть, любовные
отношения, еда, физические упражнения и
спокойствие.
Уже из этого перечня ясно, что приоритет их у
каждого человека не одинаков - для кого-то на
первом месте власть и месть, а для кого-то честь
и независимость, кто-то хочет все знать, а
кто-то, окружив себя определенным порядком, не
пускает в свой кокон ничего нового. И все это в
силу своей индивидуальности, ломка которой ни к
чему хорошему не приводит.
Рейсс приводит такой пример. Образовательная
система в США и других странах построена на
предположении, что все дети любознательны
(любознательность – один из 16 основных
стимулов) и имеют одинаковое потенциальное
желание учиться. Однако на самом деле не всем
учеба доставляет удовольствие в равной степени.
«Не все любознательны от природы, - говорит
исследователь. - Ребенок может быть очень умным,
но при этом не проявлять интереса к учебе. Но
наша образовательная система не принимает идеи,
что кому-то не нравится учиться». Не принимают
такой идеи и родители, заставляя ребенка
проявлять большую любознательность, учиться на
одни пятерки. И не понимают при этом, что не
могут изменить природу личности своего чада, и
должны довольствоваться уже тем, что оно
выполняет требования школьного минимума. В
противном случае они рискуют разрушить отношения
в семье, ведь ребенок с его детским
максимализмом может просто возненавидеть
родителей.
То же самое происходит и с другими основными
стимулами. Например, трудоголики. Само это
понятие появилось сравнительно недавно и с
самого начала сопровождается эдакой унизительной
жалостью: считается, что трудоголики –
неудачники и потому много работают, что хотят
«убежать» от жизненных проблем. И окружающие из
самых добрых чувств хотят сделать его
счастливым, заставляя меньше работать. А на
самом деле, как считает Рейсе, у трудоголиков
сильно природное желание добиться власти и
положения в обществе, они стремятся работать как
можно больше и лучше, чтобы выдвинуться.
Постепенно это переходит в привычку. Без
напряженной работы трудоголик уже не может жить,
и любая попытка отторгнуть его от труда вызывает
только озлобление.
Как удалось ученому выявить эти шестнадцать
основных стимулов? Можно сказать, путем
многоразового отбора. Вместе с коллегами Стивен
Рейсс составил более 300 утверждений, которые
относились к специфическим желаниям людей.
Буквально на все случаи жизни. И просили
испытуемых согласиться или не согласиться с
ними. Утверждения были самые разные и такие
(типа: «Мне нравится слушать крики воробьев»),
на которые испытуемые только пожимали плечами, и
такие, на которые получали четкие ответы.
Например, «Мне нравится приобретать новые
умения» или «Лучше потерять жизнь, чем потерять
честь». Можно только радоваться, что нашлось
немало людей, ответивших положительно на
последний вопрос. Протестировав две с половиной
тысячи человек, исследователи провели
математическую обработку данных с помощью метода
факторного анализа и отобрали пятнадцать
наиболее часто повторяющихся желаний. А после
тестирования еще трех с половиной тысяч
испытуемых факторный анализ выдал еще один
значимый стимул – стремление к экономии.
Понятно, почему для его выявления понадобилось
столько тестов: немало людей считают привычку к
экономии чем-то неприличным, а стремящихся
экономить презрительно называют скрягами. А те,
в свою очередь, клеймят оппонентов не менее
презрительно — транжирами. Понятно, что это
вызывает в коллективе лишние трения.
«Неумение понять индивидуальные различия
вызывает проблемы во всем, начиная от семьи и
заканчивая отношениями с коллегами. Даже зная,
что другой человек имеет иные цели и ценности,
мы не можем понять этого. Мы тратим неимоверные
усилия, пытаясь изменить людей, которые не
хотят, да и не могут меняться», – говорит Рейсс.
От редакции:
Краткая рецензия В. Алькина на книгу Стивена
Рейсса побуждает интерес с ознакомлением с
исследованием автора. Для нас, альпинистов, оно
может иметь, в известной мере, практическое
значение, так как в горах складываются малые
замкнутые коллективы, в которых вопросы
психологической совместимости приобретают
исключительно важное значение.
Терпимость – необходимое качество альпиниста,
оно воспитывается со временем, а стимулы,
постулируемые Рейсом, способствуют развитию
этого качества осознанно. Анализ этих стимулов с
какой-то степенью полноты может помочь дать
ответ на вечный вопрос – зачем люди ходят в
горы? А если подходить с долей легкой иронии –
могут помочь при решении семейных и других
конфликтов, когда в очередной раз родители,
жена, подруга попытаются тебя образумить,
убедить отказаться от поездки в горы, объясни
им, что от тебя это не зависит – уж такая ты
индивидуальность! (а ломка индивидуальности, по
Рейсу, ни к чему хорошему не приводит). |