Ипотека и кредит

Информационный сайт.

 Альпинизм. Публикация 137.

Страница-источник

 
Манофонохрон ПиП Постановления Правительства Информационный раздел Новости

Аксу в декабре 2005

Сергей Дашкевич
Екатеринбург, 1 разряд

Аксу северная. 5217 метров над уровнем моря. На вершину нет простых маршрутов. На север стена обрывается полуторакилометровыми отвесами. Но и гребень вершины смотрится очень внушительно. Любое восхождение – это многодневная экспедиция, а спуститься без «дюльферов» практически невозможно.

На протяжении многих лет стена северной вершины являлась объектом средоточия интересов альпинистов, предпочитающих технически сложные восхождения. Впервые стена «сдалась» команде под руководством Трощиненко в 1982 году, хотя открыта была геологами еще в 70-х годах прошлого века. С тех пор восхождения на нее неизбежно получали золотые медали или были в призах на чемпионатах СССР, а позже и России по альпинизму. И по сей день северная стена пика Аксу продолжает будоражить умы восходителей. Так, в 2004 году команда Красноярского края выиграла зимний чемпионат России, проложив на вершину новый маршрут экстра-класса.


Адмиралтеец

Долгое время считалось, что зимнее прохождение стены нереально. Это утверждение опровергли свердловчане М.Першин и И.Нефедов, поднявшиеся зимой в 1998 году в двойке по маршруту Чаплинского. Естественно, первое место на чемпионате страны им было гарантировано. С тех пор многие экспедиции сточили кошки о монолитные граниты северной стены. Достигали зимой вершины лишь единицы. Другие отступали, попав в непогоду, не рассчитав свои силы или столкнувшись с действительно сложными участками лазания… Но отступившие лишь увеличивали интерес последующих восходителей…

Думали ли мы, что и нам придется попробовать свои силы на бастионах Аксу? Наверняка. Но это было скорее из области далеких фантазий. Ведь, чтобы заехать в район, необходима целая экспедиция. Сразу вспоминаются многодневные заброски из старых книжек про альпинизм прошлых лет. Мечты… Поэтому, когда мне предложили поучаствовать в такой поездке, я не раздумывая согласился.

И понеслось… Сборы, закупка, ожидание дня отъезда, поезд, трасса, заброска… Всего 16 дней с момента выезда из города.

Объектом восхождения выбрали маршрут А. Кленова 6б к/тр. на правый бастион северной стены. В отличие от центра, где крутизна нарастает по мере набора высоты, здесь трудности начинаются прямо со старта. Стена фактически встает и не «ложится» на протяжении всего маршрута. В этой части пройдено всего четыре маршрута. Это маршруты Трощиненко, Костенко, Першина и Кленова. Все они были пройдены летом. Зимой правый бастион Аксу пройден не был. Маршрут Кленова также интересен тем, что до сих пор так и не был повторен. Попытки предпринимались, но все они заканчивались спуском группы. Почему мы выбрали именно этот путь? Возможно, мы просто не думали, что можем в скором времени сюда вернуться, и хотели попробовать пройти сразу супер-маршрут, по мнению П.Шабалина.


АКСУ с маршрутом Дашкевича

Здесь хотелось бы сделать небольшое лирическое отступление о команде. Команда собралась необычная. Денис Веретенин из Ангарска, Женя Дмитриенко из Красноярска, Андрей Шонин из Магнитогорска и Сергей Дашкевич из Екатеринбурга. Каждый из нас раньше участвовал в скальном классе чемпионата России по альпинизму, некоторые не один раз. А Женька даже поднимался на Аксу два года назад. Но четыре разных города – это четыре разные школы в альпинизме, стили, привычки… И все же альпинисты – это особая порода людей, готовая в определенных условиях пойти на компромисс. Объединяя стили, мы выработали свой подход к этому маршруту. Принимая другую школу и прислушиваясь к товарищам, мы и сами росли. Таким образом, восхождение стало для нас своего рода школой альпинизма.


Веретенин Денис. Аксу

Но вернемся к восхождению. Объект выбран. Снаряжение тщательно отобрано. Еды взято по минимуму. И вот после очередного перетаскивания баулов под стену начинается уже не горизонтальное, а вертикальное продвижение. Вертикальное в прямом и переносном смысле. Ведь, как я уже говорил, стена с первых же веревок «встает» 85-90 градусным отвесом. Здесь практически нет микрорельефа. Нет привычных трещин под кисть, нет ухватистых полок, в изобилии встречающихся на скальных пятерках. Только мини-отщепы иногда  разбавляют гладкий монолит. Приходится применять технику искусственных точек опоры (ИТО). По западным меркам это А4-А5 – высшая категория ИТО, где срыв крайне нежелателен. Необходимо аккуратно искать место под следующую точку. Чувствуешь себя сапером. Ошибаться не хочется, да и просто нельзя. С напряжением смотришь на каждую точку, будто прижимая ее взглядом к скале. Даже отдышаться негде, ведь дальше не легче. А если следующим шагом необходимо нагрузить какой-нибудь мини якорный крюк, забитый за небольшой отщеп… Задумаешься о чистоте стиля… Но, только если веревка пройдена так, как задумывали первопроходцы, можно понять чего им это стоило. Ощущаешь своего рода единение с авторами, как будто мысли состроены в лад. И тогда восхождение становится симфонией…, исполнение которой требует не только высокого мастерства, но и огромной психологической нагрузки.


Веретенин Денис

Психологические трудности выкачивают силы из организма не хуже любой физической работы. Как известно, нервные работы считаются вредным производством, а трудодень у человека, занимающегося такой работой снижен. В наших же условиях пойти домой невозможно. Снять напряжение можно только на станциях – островках надежности. Но передышка не может быть длинной. Ведь, чтобы пройти полуторакилометровую вертикаль, необходимо выкладываться по полной программе. И каждую следующую веревку проходишь медленнее предыдущей. К концу дня обнаруживаешь, что вымотался окончательно, а пройдено всего три веревки.

Для привычных пятерок, три веревки в день - это очень мало. На шестерках, да еще в условиях зимы - даже много. Если раньше за одну поездку в горы успевали сходить несколько гор, то теперь все время занимает одно единственное восхождение. Кажется, пора перестраиваться на другие масштабы и восприятие времени…


Верхний-кош

На нашем пути нет полок. Чтобы организовать ночлег приходиться тащить с собой платформу. А вот с ней вышел казус. Соединительные элементы труб оказались слабыми, и платформу повело. Причем повело аж в трех плоскостях. Теперь она могла не просто сворачиваться «винтом», но складываться параллелограммом, что неизбежно приводило все к тому же «винту» (в следствие изменения размеров тяг), но в более серьезных масштабах. В результате все наши усилия по выравниванию конструкции неизбежно приводили при ее загрузке всей группой к отклонению поперечин от горизонтальной плоскости примерно на 30 градусов. В итоге после пары часов мучений просто плевали на все и залазили в этот перекосившийся домик. Спать в нем можно было только поперек в полусидячем положении. Сомнительный отдых. Но, как говорит Миша Дэви, в восхождении главное настрой. А его как раз было - хоть отбавляй.

Веревок с собой взяли всего семь штук – пять статических и две динамических. Поэтому «переезжать» приходилось практически каждый день. Каждый «переезд» - это выматывающая работа для второй связки. Подняться на четыре веревки – это потратить день работы и огромное количество физической энергии. Поневоле начнешь изобретать способы упрощения работы. На вертикальных участках, а они составляют основную часть маршрутов на Аксу, применяли технику подъема противовесом. Человек поднимался на веревку выше, а снизу ему пристегивали все баулы и платформу. Пропуская веревку через блок-тормоз он просто катился вниз, своим весом поднимая весь груз и параллельно страхуясь за перильную веревку.

Такого рода нестандартные задачи в процессе восхождения возникают постоянно. Чтобы решать эти задачи нужна смекалка. Фактически, лазание тоже является своего рода набором мини-задач. Причем, как лазание при помощи ИТО, так и натуральное лазание. Лезть без применения ИТО на нашем маршруте можно только после одиннадцатой веревки, что составляет чуть меньше половины маршрута по бастиону. И опять же негде расслабиться. Щели на нависании, которые приходится проходить «в откидку» в пластиковых ботинках. Причем, ноги ставятся во многих местах исключительно на трении. Здесь уже ощущается высота. После нескольких сложных перехватов не только отогреваешь руки, но и борешься с отдышкой. А впереди очередная серия не менее сильных движений. И с каждой новой веревкой продвигаться вверх становится все тяжелее и тяжелее.

На протяжении всех двадцати восьми веревок маршрута приходится использовать практически все известные навыки передвижения по различным видам рельефа. Здесь и очень сложное ИТО с применением всего арсенала от скайхуков до фиф, и классическое щелевое лазание, и микстовые участки не менее напряженного лазания, и топтание снега. Надо быть универсалом с огромной физической выносливостью, чтобы быстро продвигаться вверх.

Причем необходимо поддерживать хорошую скорость передвижения на протяжении длительного времени. До нас на вершину зимой ходили минимум за 16 дней, причем по существенно более простому маршруту (холодный угол П.Шабалина). Мы же поднялись на вершину бастиона за полторы недели.

Десять дней в платформе, и вот мы на гребне. Это первое зимнее прохождение правого бастиона северной стены. Со смешанным чувством горечи и победы решаем спускаться. Дело в том, что погода окончательно испортилась – видимость не более двадцати метров, а продуктов уже совсем не осталось. По такой погоде до вершины ползти еще около недели. Лучше вернуться сюда более подготовленными, чем оставить здесь пальцы и альпинизм...

Для спуска выбрали маршрут Шабалина по «холодному углу». Все 24 дюльфера проехали за день. Но на спуске гора как раз и показала свой характер. Все-таки название «Ак-су» дано не зря. Действительно, это белая река. Снег идет огромным мощным потоком по стене так, что голову поднять невозможно. Приставляешь руку к скале – через секунду вырастает горка. Убираешь – горка остается. Да и сам, пока стоишь на перестежке, становишься порядочным сугробом. Видимость просто отсутствует. Человек возникает в метре от тебя из пелены. Иногда даже его целиком не видно. Из стены снега рука протягивает тебе веревку. Уезжаешь ниже и отдаешь другой руке эту же веревку. А внизу эти самые потоки собираются в пылевые лавины, которые весьма ощутимо бьют по телу – только успевай прислоняться к скале. Уже после спуска, когда отстегнулся от последней веревки, меня сильно бросило воздушной волной от такой вот лавинки. Наверное, раз десять сделал сальто. А когда все закончилось, баул который я тащил за собой, оказался еще в ста метрах ниже меня.


Дашкевич Сергей - 2005

Еле догребли до палатки – выпало не меньше метра снега. Эти непредвиденные осадки стали для нас неприятным сюрпризом уже после спуска. Вниз по тропе идти около пяти часов, а в условиях снегопада намного дольше. Ни сил ни еды уже не осталось. Тут мы вспомнили, что перед выходом, выкинули яйца, которые тогда показались нам невкусными. Откопали всего два яйца. Вкус отвратительный, но есть можно.

Интересно, что это ухудшение погоды оказалось сконцентрированным в районе стены Аксу. Стоило пройти ледник, как непогода кончилась. Видно было, что наверху сильные снегопады, а здесь же - как будто в другой мир попал. Наверное, так и должно быть. Ведь если внизу будет не лучше, то никаких моральных сил не хватит. Должен быть переход к нормальной жизни. Бар, баня, мясо! Волшебные слова для альпиниста, вернувшегося с горы. После трех дней такого лечения наконец то пропадает отвращение к горам, а сложности кажутся романтикой. Которая снова и снова будет тянуть нас вверх. И так хочется вернуться…

Вволю отдохнув, можно подвести итоги восхождения. Вершина не достигнута, но пройдена самая сложная и интересная часть маршрута – правый бастион. Дальше все маршруты сходятся. Конечно, гребень Аксу – не подарок, но у нас оставался вариант подняться по подушке через перемычку между главной и северной вершинами, как это сделал все тот же П. Шабалин. Вопрос только в погоде и запасах продуктов. Ни того ни другого не наблюдалось, так что спуск в таких условиях, на мой взгляд, был самым правильным решением. Надеюсь, в следующий раз учесть все оплошности и быть готовыми к любым капризам погоды. До скорой встречи, Аксу!

 
 

 

Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100     Яндекс цитирования