ПОХОДЫ И ВОСХОЖДЕНИЯ, ЧТО ОСТАЁТСЯ ЗА КАДРОМ
Сергей
Бездитко,
Москва,
МС СССР по лыжному (горному) туризму
Меня попросили написать что-либо для
альпинистского сборника. А поскольку я человек
не только ходящий, но иногда и рассказывающий об
этом, то и пишу, как Бог на душу положит. И
делаю это по своему мироощущению на данный
момент времени, исходя из своего опыта походов и
восхождений. Но честно предупреждаю возможного
читателя, что никакой героики здесь не будет. А
будут некоторые мои мысли, высказанные ранее
вслух друзьям, или затаённые до поры-времени.
Пожалуй, и начнём «рефлексировать», помолясь.
За три десятка походных лет, не оставляя
надежды, что чем выше в горы, тем ближе к Небу,
имею свободу и наглость, не скрывать, что думаю
по поводу моих увлечений. И что удивительно,
некоторые мои самоироничные заметки, поданные в
предыдущих статьях под эзотерико-философским
углом зрения, иногда находят своего читателя.
Начав занятия в спортивном туризме с 1976 года
как пеше-горник, себя я «нашёл» в лыжно-горном
его варианте. В подвиде, которого официально
нет. И все мои попытки как-то его выделить из-за
своей специфики в отдельный подвид лыжного
туризма не дали особых результатов. Система
косная. Хотя подвижки есть. Меня долго «били» за
недостающий до норматива малый километраж в
походах, перенасыщенных горными препятствиями.
(Кстати, выйдя на мастерский уровень, я научился
совмещать и то и другое). А куда деваться, если
мой первый наставник в пешем туризме – Ген
Иваныч Афанасьев («Гоша», как мы его уважительно
называли между собой) в 1958 году получил
пассионарный импульс в альплагере от самого
Михаила Хергиани. И как после этого не
«заболеть» горами. Сначала бегаешь по ним словно
молодой барашек, радуясь, безусловно, жизни, а с
возрастом и опытом начинаешь задумываться, - а
зачем всё это надо, и кому, и как. И ещё много
других вопросов возникает. И когда кто-то из
восторженной молодёжи (оговорюсь, что себя к
аксакалам я не причисляю) начинает дуреть от
спортивной составляющей, то не грех и охладить
подобный кипящий разум предложением задуматься о
философской или морально-этической стороне этого
вопроса. Иногда слышат, иногда – нет.
Дело в том, что в туризме выполнить норматив
мастера спорта, в принципе, для здорового и
честолюбивого человека не очень тягостно, лет за
8-10. (Не то, что в альпинизме, там это почти –
подвиг. Что и снижает массовость). А когда
перешагнул норматив мастера, то здесь и
открываются просторы для творчества. Ибо выше
нормативы МСМК и ЗМС, т.е. – участие в
чемпионатах России в абсолютном классе. А это
уже как игра по большому гамбургскому счёту. И
если к этому времени в голове не произошёл
перекос сознания со спортивной составляющей
горовосхождений на её философско-жизненную
часть, то хорошего мало. Насмотрелся я в
процессе участия и судейства на чемпионатах
Москвы и России в какие интриги и склоки это
выливается. Ярмарка тщеславия, одной фразой.
Поэтому и отошёл в сторону. Выполнив норматив
МСМК по лыжному туризму, становиться «профи»,
т.е. ЗМС-ом, я совсем не хочу. И не потому, что
это сложно. Совсем нет. После определённого
технического и психологического рубежа,
понимаешь, что можно «печь как блины» эти
чемпионские походы. Но встаёт вопрос – а зачем?
Радость от общения с природой, с друзьями, с
окружающими людьми поменять на блеск «золотого
тельца»? Это напоминает евангельское: - «Что
проку человеку, если он завоюет весь мир, а душе
своей повредит». А, к примеру, почитаешь на
форуме сайта склоку обиженных судейством
претендентов на медали или мастерские баллы, так
кроме печали за этих спортсменов не остаётся
ничего внутри. Это как же себя надо обокрасть и
душевно и духовно, чтобы искру божью в себе
променять на «чечевичную похлёбку». Уж лучше бы
как на западе. Где нет формальных соревнований и
мастерских званий. А есть Имена, которые сами
себя сделали Мастерами своего дела, которое
является способом их самореализации. Памятуя о
том, что «в старые мехи новое вино не наливают»,
предполагаю, что с уходом старой плеяды
отечественных Имён, поменяются и правила игры и
отомрут и эти регалии. Очень надеюсь, что синтез
Востока и Запада, вопреки тезису Р. Киплинга, в
этом вопросе произойдёт в ближайшие десятилетия.
И почему бы не помечтать, что вместо
соревнований с себе подобными, человек будет в
процессе походов и восхождений соревноваться с
собой, преодолевая свои слабости или
несовершенства, получая радость и от этого и от
общения с Природой напрямую. Мечты, мечты, о,
ваша сладость…
А пока – проза. В 2003 году я сделал свой прорыв
в спорте и в жизни. Мы сходили чемпионский поход
6 к.с. на моём любимом Алтае, с заходом на
территорию южных соседей, в районе массива
Табын-Богдо-Ула. Это особый район Алтая. По
словам Художника, философа и путешественника
Н.К. Рериха в этих краях, в зоне
покоя на плато Укок, находятся врата в Шамбалу.
После, в 2005 году я повторно побывал в этих
краях. Врат не нашёл, но в сакральности этих
мест, как и района моей любимой горы Белухи, –
не сомневаюсь. Но к этому прорыву я был
подготовлен опытом предыдущих походов и
восхождений, поездками в Индию и Непал, учёбой в
ашрамах у просветлённых мастеров. Поэтому и
взгляд мой на эти проблемы не такой, как прежде.
И не со всеми участниками моих походов мне
хочется поддерживать отношения. Не нравиться мне
позиция «отдыхающих» на лыжне или восхождении за
чужой счёт, но медали получающих наравне со
всеми в группе. Да и не все мои золотые медали
мне нравятся. Где-то они заслуженные, где-то –
нет. А хитрить в отчётах, чтобы изобразить всё
как надо, уже и стыдно как-то. Всё-таки себя
уважаю. Но за свои три последних руководства
лыжно-горными походами 6 к.с. отвечаю по тому
пресловутому гамбургскому счёту. Ибо имел
дерзость осознанно ходить с группой на стыке
границ с великими соседями, иногда и переходя
эти границы. А потом ещё и писать об этом в
«самодоносках» под видом статей и отчётов. Да
так и дописался, что южные соседи обратили
внимание и пожаловались нашим спец.товарищам на
несколько неправильных групп. Одно радует, что я
оказался в славной компании дерзких людей,
которые за рамками спорта видят ещё что-то
особенное, по душе, по мечте. То, что не
объяснить словами, что заложено в нас изначально
по праву рождения. И что проявляется порой как
творчество первопроходца, открывателя новых
миров. Перед чем меркнет блеск медалей и
почётных званий. Со временем понимаешь, что
подобное состояние сердца-души-разума дорогого
стоит. Такие моменты истины редки как любой
инсайд, но именно через них инстинктивно
ощущаешь истинность бытия. После таких прозрений
смотришь с лёгкой самоиронией на глупое
тщеславие людской обусловленности в спорте,
чемпионатах и т.п. суете. Да, им отдаёшь дань,
как «цезарю – цезарево», но не более того. Мало
ли в какие игры играют люди, лишь бы хватило ума
и совести не заиграться, а внутренний
наблюдатель не позволял снизить планку контроля
и самоуважения.
А что же дальше, может спросить романтически
настроенный читатель. А всё та же бесконечная
спираль, которая как волна океана выносит нас
вроде бы и к знакомому берегу, ан нет, берег
стал выше. Ещё одна ступенька бесконечной
лестницы преодолена. И сколько этих ступенек
впереди. Но, памятуя, что «это наши горы, они
помогут нам», я не боюсь этих препятствий. Ибо,
как сказано в Учении Живой Этики (Агни-йоге):
«Благословенны препятствия, ими растём». И
дальнейший мой путь лежит в полюбившиеся мне
(как и Алтай) Гарвальские Гималаи (Индийские
Гималаи – прим. ред.). Но это уже другая
история. |